Общене водителя

Успешность вождения всегда зависит от целого ряда различных психических свойств и общего психического состояния водителя. Но необходимо помнить, что процесс вождения всегда проходит в тесном взаимодействии водителя с другими участниками дорожного движения – пешеходами, водителями. Для того, чтобы вождение было успешным, водителю обычно бывает недостаточно только собственных выдающихся качеств и умений. Даже водитель, который садится за руль в отличном состоянии и хорошо управляет автомобилем, должен вдобавок уметь взаимодействовать с другими участниками движения. Для этого ему необходимо стремиться к взаимопониманию.

Специфика вождения такова, что водители располагают довольно скромным арсеналом средств, предназначенных для общения и передачи необходимой информации. По сути, эти средства сводятся к возможности подачи светового сигнала (включить стоп-сигнал, сигнал поворота или переключить фары) или звукового сигнала. С азбукой дорожных разговоров, включающей различные способы использования вышеперечисленных средств, на  сегодняшний день знакомы практически все водители.

Но иногда возникают ситуации, в которых данные средства являются неэффективными. Например, если водитель хочет перестроиться из ряда в ряд на дороге, он подает соответствующий сигнал. Но получить ответ от водителей, которые могут пропустить или не пропустить его, он не в состоянии, поэтому очень часто такие ситуации приводят к созданию аварийной обстановки на дороге. Столкновение, которое может иметь место в данном случае, будет вызвано исключительно невозможностью получить определенный ответ на свой сигнал от других участников движения.

Именно поэтому важно стараться усовершенствовать свой арсенал средств для подачи и получения сигналов на дороге, стараясь пополнять его в рамках имеющихся у каждого водителя технических средств. Нельзя недооценивать важность коммуникации водителей в процессе их взаимодействия на дороге.

Обычно опытные водители умеют прогнозировать поведение других участников дорожного движения уже исходя из того, какие маневры совершает тот или иной автомобиль на дороге. Например, когда водитель выбирает определенный ряд перед перекрестком, можно уже судить о том, куда он направится после пересечения перекрестка. И такого рода «говорящих» маневров существует немало, обычно они понятны всем остальным водителям. Поэтому на дороге лучше избегать нестандартных и внезапных маневров, суть которых будет изначально непонятна участникам движения, или может быть неправильно ими истолкована. Действия водителя на дороге должны быть предельно ясны и понятны всем его коллегам по движению. В этом случае даже попавший в сложную или непредвиденную ситуацию водитель всегда может рассчитывать на то, что остальные участники движения его правильно поймут и помогут по мере сил выбраться из тяжелого положения.

Для того, чтобы улучить качество общения во время движения, необходимо научиться использовать методы невербального общения – их еще называют «языком жестов». Иногда жесты могут принести неоценимую пользу в сложной дорожной ситуации – например, когда несколько автомобилей останавливаются на перекрестке равнозначных дорог, а их водители ждут друг от друга каких-либо действий. Но при этом стоит все-таки понимать, что данный канал общения не является самым надежным. Трактуйте полученные при помощи языка жестов сигналы максимально осторожно, проверяйте и перепроверяйте намерения водителей, которые их подают – и только после этого действуйте.

Для того, чтобы дорожное движение было максимально безопасным, необходимо также достигать взаимопонимания между пешеходами и водителями. Ведь более половины различных дорожно-транспортных происшествий происходят при непосредственном участии пешеходов, а более четверти – еще и по их вине. При этом пешеходы в большинстве случаев находятся в более выгодных условиях, чем водители транспортных средств. Им намного проще прогнозировать действия водителей, чем водителям предугадывать действия пешеходов. Водитель может увеличить скорость, притормозить, свернуть вправо или влево, причем все это будет происходить постепенно – ведь автомобиль является весьма большой и громоздкой конструкцией. Молниеносно автомобиль не может переместиться.

Водителю сложнее – действия пешехода могут принимать любой характер, особенно, если участником дорожного движения является испуганный пожилой человек или ребенок. Поскольку поведение пешеходов в большинстве случаев бывает весьма разнообразным, выделить какие-либо закономерности и правила довольно сложно. Поэтому каждый водитель должен обычно рассчитывать на самый неблагоприятный вариант поведения пешехода и быть готовым к самому неожиданному и опасному маневру с его стороны (особенно это касается детей, которые всегда являются наиболее непредсказуемыми).

Обычно каждый водитель старается получить максимум информации о возможных действиях и намерениях пешехода, в то же время пытаясь понять, увидел ли пешеход автомобиль или же не заметил его. Во время движения водителю приходится постоянно пытаться расшифровать мимику, жесты, движения пешеходов, и только после этого принимать решение о том, как ему поступать дальше и какой маневр предпринимать.

Существуют некоторые закономерности, которые подтверждаются статистикой дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Обычно пешеход, который собирается перейти улицу на нерегулируемом переходе, сначала выжидает около 20 секунд – пока автомобили пропустят его. Если автомобилисты не спешат пропускать пешехода, он начинает перебегать дорогу перед идущим на полной скорости транспортом. Обычно считается, что безопасность перехода может быть обеспечена только в том случае, когда человек пересекает проезжую часть за 9 секунд до того, как по ней проедет автомобиль. В то же время многие люди стараются перебежать проезжую часть за 2-3 секунды до подхода автотранспорта. Поэтому водители, которые видят, что перед нерегулируемым пешеходным переходом уже собралась группа пешеходов, ждущих своей очереди более 10-15 секунд, должны остановиться и пропустить людей. В противном случае вероятность возникновения различных неприятных и опасных ситуаций на дороге становится чрезвычайно высокой. Кстати, почти так же, как и пешеходы, могут вести себя и некоторые водители, выезжающие на главную дорогу со второстепенной – они нервничают и поэтому склонны рисковать).

Статистика подтверждает, что количество зарегистрированных несчастных случаев, произошедших непосредственно на пешеходных переходах и на подъезде к ним, является меньшим, чем количество дорожно-транспортных происшествий сразу после переходов. Дело в том, что на подъезде к переходу многие водители начинают вести себя более осторожно, чем обычно, понимая, что поведение пешеходов на переходе сложно предсказать. А когда опасный участок пути оказывается позади, водители расслабляются. Это значит, что каждый водитель должен обязательно учитывать фактор неожиданности не только непосредственно на переходе, но и после его пересечения. Участок за переходом также может оказаться весьма опасным.