В большинстве случаев водитель оценивает дорожную ситуацию, основываясь на визуальных наблюдениях. Во время движения взгляд водителя скачкообразно перемещается с объекта на объект , словно прорисовывая воображаемый коридор, по которому движется автомобиль. Необходимо помнить, что сложнее это делать на высокой скорости.

Для того, чтобы правильно прогнозировать и предугадывать развитие той или иной ситуации на дороге, водитель должен разбираться в условиях восприятия самой ситуации и тех иллюзий, которые могут возникнуть в процессе движения.

Качество восприятия водителем любых дорожных ситуаций напрямую зависит от того, насколько он способен быстро и объективно оценивать пространство и время, играющие роль в том или ином дорожном сценарии. Самым важным фактором в процессе восприятия пространства считается оценка расстояний между объектами на дороге и удаленности их от транспортного средства.

Для полноценного восприятия объектов на дороге водителю необходимо зафиксировать взгляд на каждом из них как минимум на 0,1 с. Чем выше скорость транспортного средства – тем больше становится расстояние, которое приходится визуально оценивать водителю. Иными словами, водителю приходится направлять свой взгляд на самые дальние от автомобиля участки дороги. А чем дальше направлен взгляд водителя – тем более широкий участок дороги он оценивает, тем большее количество объектов попадает в поле его зрения. Если водитель осматривает дорогу на расстоянии около 30 м, ширина воспринимаемого им участка составляет около полутора метров, а если расстояние увеличивается до 500 метров – ширина воспринимаемого участка составит около 16 метров. Если водитель планирует обгон автомобиля, движущегося впереди, он должен видеть как минимум 600-800 метров дороги перед собственным автомобилем – только тогда будет обеспечена максимальная безопасность обгона.

Как правило, внимание водителя охватывает не больше трех объектов одновременно (кроме потенциально опасного). Например, при движении по улице, по которой перемещаются пешеходы, водитель должен не выпускать из внимания не только их – но еще и попутные и встречные транспортные средства, а также проезжую часть в целом.

Обычно на характер концентрации внимания водителя, а также на распределение его внимания оказывают воздействие различные факторы – в том числе и специфика обстановки на дороге, и скорость или интенсивность ее изменения. Например, во время перестроения в другой ряд водитель тратит не менее 1 секунды на обзор дороги сбоку от транспортного средства, и столько же – на обзор дороги сзади от автомобиля. Если водитель готовится пересечь главную дорогу, процесс визуального поиска возможной помехи обычно составляет около 2 с. При этом чем более сложной кажется водителю  ситуация, складывающаяся на дороге, тем большее количество времени от тратит на визуальное оценивание каждого отдельного объекта.

Не стоит недооценивать важность умения быстро и точно оценивать временные интервалы, необходимые для выполнения водителем того или иного маневра (особенно если речь идет о движении на больших скоростях – даже микроинтервалы здесь могут иметь решающее значение). Точное восприятие микроинтервалов времени позволяет точно определять скорость движения того или иного объекта на дороге. При этом мастерство водителя нередко определяется важнейшим фактором – качеством его динамического глазомера. Именно с помощью данного анализатора водитель может объективно оценить скорость движения пешеходов, встречных и попутных автомобилей и т.д. Водитель, который не способен точно оценить временной интервал, необходимый для выполнения того или иного маневра, может вести себя на дороге некорректно – его действия будут либо чересчур поспешными, либо запаздывающими, а это рано или поздно станет причиной аварийной ситуации на дороге.

Статистика свидетельствует, что большая часть ошибок, совершаемых водителями во время обгона, имеет непосредственное отношение к неумению правильно оценивать микроинтервалы времени и скорость движения транспортных объектов на дороге. Чтобы выполнить маневр на дороге безопасно для себя и других участников движения, необходимо не только уметь определять расстояние, которое отделяет ваш автомобиль от прочих транспортных средств на дороге, но и уметь сопоставлять это расстояние с длиной вашего тормозного пути или пути совершаемого вами маневра – исходя из существующих условий и выбранной вами скорости. Самую большую опасность для всех участников дорожного движения представляет склонность водителей переоценивать временные интервалы – в этом случае водитель считает, что времени для выполнения маневра у него еще предостаточно, а в реальности этого времени недостаточно. При обгоне такая ошибка часто приводит к плачевным последствиям, и исправить ее почти невозможно.

Что еще может влиять на точность восприятия времени водителем? В первую очередь – индивидуальные особенности каждого отдельного человека, а также его эмоциональный настрой. Когда человек занимается выполнением любимой работы, которая ему нравится и интересна, время для него летит практически незаметно – а это значит, что временные интервалы человеком в это время недооцениваются. А плохое настроение и негативные эмоции замедляют субъективное восприятие времени человеком, что также влияет на переоценку временных интервалов. Это необходимо учитывать всем водителям.