Монотонное движениеМонотонным движением принято называть управление транспортным средством в обстановке, характеризующейся однообразием ландшафта за окном и отсутствием других участников движения на дороге. Именно в таких условиях утомление обычно наступает намного быстрее, чем во время передвижения по городским улицам, запруженным автомобилями и пешеходами. Интенсивность движения вызывает состояние утомления намного медленнее, чем вынужденная бездеятельность во время передвижения в монотонной обстановке или при недостатке разнообразной и обильной информации. Чувство усталости, развившееся в результате отсутствия активности, может проявиться не сразу – объективные признаки утомления проявляются обычно позже, чем оно начинает накапливаться.

Современная психология выделяет два вида монотонии:

  1. Монотония, развивающаяся в результате постоянного многократного повторения одного и того же действия. Возникает под влиянием поступления однотипных многочисленных сигналов в одни и те же самые нервные центры, что вызывает их информационную перегрузку. Ярким примером такой монотонии может служить работа на конвейере, когда человек на протяжении нескольких часов вынужден выполнять одни и те же действия бесчисленное количество раз.
  2. Монотония, которая вызывается однообразием восприятия. Возникает в ситуациях, когда человек на протяжении долгого временного отрезка получает однотипную информацию – и у водителя возникает так называемый сенсорный голод, порождаемый недостатком новой информации. Наблюдать такое явление можно во время езды по однообразной, неинтересной местности. Такая мононония считается типичной для водителей.

Оба вида монотонии, несмотря на то, что вызываются кардинально разными причинами, проявляются примерно одинаково – сначала человек ощущает скуку, легкую усталость (казалось бы, беспричинную), и даже впадает в полусонное состояние. Сами водители иногда именуют подобное состояние «дорожным гипнозом». Отличие усталости такого типа от обычной усталости, вызываемой длительным напряжением или тяжелой работой, заключается в том, что усталость, вызванная монотонией, быстро проходит при смене обстановки. Ведь монотония не является признаком наличия существенных сдвигов в состоянии человеческого организма, а указывает на некоторое нарушение его саморегуляции. Монотонное движение

Тем не менее, состояние «дорожного гипноза» довольно тяжело переживается водителями. Он является предвестником сонливости, а человек, управляющий транспортным средством, должен бороться с ним исключительно собственными волевыми усилиями. Если такая ситуация длится не час и не два, вождение автомобиля превращается в напряженную, тяжелую, изматывающую работу. Поэтому вождение автомобиля в условиях монотонной обстановки вполне может быть приравнено к работе в экстремальном режиме.

Если долго ехать по ничем не примечательной, ровной дороге, которая проложена в однообразной и скучной местности, монотония наступит неизбежно. Автомобиль ритмично покачивается, усиливая тормозное воздействие монотонной «картинки» на сознание водителя. В подобных условиях время реакции водителя может существенно увеличиваться – вплоть до 30%. Постепенно процессы мышления и восприятия окружающей действительности замедляются, а вероятность непроизвольного срабатывания различных автоматизированных действий возрастает – а это уже действительно опасно. В таком состоянии любая дорожная ситуация может вызвать непредвиденную, неадекватную реакцию водителя, что, в свою очередь, повышает вероятность возникновения аварии. Обычно большая часть дорожных происшествий имеет место на начальных и финишных отрезках монотонных трасс (то есть там, где уже дает знать о себе накопившаяся усталость, вызванная поездкой по монотонной дороге).

Некоторые люди более устойчивы к монотонии, некоторые – менее устойчивы. Да и переживают это состояние все по-разному. Люди подвижного типа, с сильной нервной системой, переживают монотонию намного сильнее, чем люди инертные, обладающие менее сильной нервной системой. Но в целом более 75% водителей переносят монотонию весьма тяжело, 22% водителей – тяжело, и только 3% проявляют относительную устойчивость к монотонии. Впрочем, существует теория, согласно которой можно развить устойчивость к монотонии посредством тренировок. Ведь все водители, имеющие опыт работы на длительных международных маршрутах грузоперевозок, обычно намного легче переживают езду по монотонной дороге.

Монотонное движение

Существуют также некоторые «хитрости», помогающие водителям оказывать сопротивление «дорожному гипнозу». В первую очередь нужно постараться не концентрировать внимание на однообразной дороге, стараясь отвлечься на какие-то свои размышления (причем желательно не успокаивающие, «убаюкивающие» - а на волнующие). Во-вторых, необходимо обращать пристальное внимание на предметы, которые способны отвлечь от монотонности поездки – деревья, птиц, облака. Главное – постарайтесь не сосредотачивать внимание на однообразной, скучной картине местности. Можно включить музыку, можно самостоятельно напевать песни – но постарайтесь выбирать музыку, не отличающуюся монотонным ритмом. Японцы уверены, что одним из наиболее эффективных средств борьбы с дорожным гипнозом является жевательная резинка.

Хорошо помогает также беседа со спутниками, жевание кислых конфет или сухофруктов. Помните, что само по себе заторможенное состояние за рулем может появляться и без помощи утомления, но любое утомление неизбежно ведет к появлению заторможенности и сонливости.