Анализ и прогнозирование

Для того, чтобы предвидеть и прогнозировать развитие ситуаций на дороге, необходимо уметь грамотно, профессионально и быстро оценивать окружающую обстановку. Прогнозирование подразумевает сравнение абстрактных, воображаемых ситуаций,  хранящихся  в памяти водителя, с аналогичной ситуацией, складывающейся на дороге. Основывается процесс прогнозирования на ассоциативных свойствах памяти человека – они дают возможность анализировать изменения, происходящие на дороге, и сопоставлять их с аналогичными ситуациями, уже имевшими место в прошлом. Поэтому способность к прогнозированию напрямую зависит от того, на каком уровне находятся ассоциативные свойства памяти каждого конкретного водителя, а также его способности предугадывать развитие изменений пространственно-временных характеристик той или иной ситуации.

Благодаря наличию воображения водитель может представить, как будет развиваться конкретная ситуация в результате вероятных действий самого водителя и прочих участников движения. Конечно, предугадать чужие действия водителю в любом случае будет гораздо сложнее, чем свои. Ведь каждый участник движения может предпринять самые разные действия – а значит, и реагировать на них водителю придется по-разному. Поэтому в данном случае основная задача водителя заключается в том, чтобы критически оценить все возможные варианты развития дорожно-транспортной ситуации и выбрать среди них один наиболее соответствующий такому поведению прочих участников движения, которое представляется наиболее вероятным, целесообразным и логичным.

Именно такой вариант станет основой для решения, которое придется принимать водителю. Но нередко информации, которая помогла бы принять правильное решение и осуществить его, оказывается недостаточно. Согласитесь, весьма трудно бывает порой предугадать появление на дороге новых участников движения (особенно на участках трассы с минимальной видимостью или с большой плотностью транспортного потока), или их возможное поведение. Поэтому в таких случаях воитель должен изначально ориентироваться на самый потенциально опасный вариант развития складывающейся ситуации, а принятие окончательного решение лучше отложить до того момента, когда будет получена более детальная информация. На практике водителю придется несколько снизить скорость вплоть до остановки автомобиля, а если остановиться или притормозить не получится – принять все возможные меры безопасности (хотя бы увеличить интервал между транспортными средствами), не забывая о том, что в любую минуту, возможно, придется изменить режим движения. Получается, что решение о том, как необходимо управлять автомобилем в той или иной ситуации, принимается на основании критической оценки складывающейся тем или иным образом реальной дорожной обстановки, причем с учетом прогноза ее возможного развития.

Бывают и такие ситуации, в которых логичнее сохранять скорость движения неизменной, а изменение режима движения провоцируется внешними причинами – действиями пешеходов, транспортных средств, сигналами светофоров, препятствиями и дорожными знаками. Именно эти факторы чаще всего оказывают воздействие на решения водителя. Принимая решение, необходимо учитывать не только свойства дороги, но и отдельные эксплуатационные характеристики автомобиля, которым вы управляете – его размеры, динамические качества, состояние механизмов и общую управляемость транспортного средства. Реализовать принятое решение водитель может путем изменения маршрута автомобиля или его остановки, либо же – подавая сигнал всем прочим участникам дорожного движения. Анализ и прогнозирование

Самым нежелательным и наиболее опасным фактором управления транспортным средством является неожиданность. Дело в том, что когда человек внутренне готов к тому, что придется принимать быстрые решения и парировать различные нарушения в работе транспортного средства, он легко справляется с поставленной перед ним сложной задачей. Но если необходимость принимать решение возникает внезапно, неожиданность ситуации часто вызывает у водителя сильное нервное напряжение, волнение, растерянность – а это приводит к невозможности справиться с задачей. Поэтому за рулем автомобиля необходимо находиться в состоянии постоянной готовности к решению любых сложных задач. Водитель должен предвидеть возможность возникновения аварийных ситуаций на дороге и быть готовым к встрече с ними.

Статистика свидетельствует о том, что обычно самое большое количество различных нарушений правил дорожного движения и провоцирования аварийных ситуаций на дороге выпадает на долю иногородних водителей, которые плохо ориентируются в незнакомых условиях. Даже очень внимательные и осторожные иногородние водители находятся в менее выигрышном положении, чем местные водители, которые прекрасно знают городские улицы и перекрестки, и понимают, откуда стоит ждать неприятностей.

Опасен фактор неожиданности и на загородных дорогах – обычно водители, едущие по трассе, автоматически переносят сложившийся у них образ дороги на все ее участки (в том числе и на те, которые находятся вне поля его зрения – например, за поворотом). Поэтому в данном случае неожиданные преграды становятся чрезвычайно опасными – водитель их попросту не ждет, следовательно, реагирует на них намного медленнее, чем нужно. Исследования показывают, что в ситуации готовности к разного рода неожиданностям на дороге водитель реагирует на них очень быстро – за доли секунды, а если состояние водителя близко к расслабленному, время реагирования на неожиданное препятствие возрастает в два раза.

В контексте данной темы стоит упомянуть и об обгонах – этот маневр всегда требует быстрой реакции и правильной оценки ситуации. Водитель при обгоне вынужден одновременно оценивать множество факторов – скорость идущей навстречу ему машины и скорость машины, которую он планирует обогнать; возможную реакцию водителей этих транспортных средств; удаление машины, идущей навстречу. Ошибка здесь недопустима, так как на карту ставится здоровье и жизнь участников движения – ведь речь идет о повышенных скоростях. Поэтому выполнение такого маневра обычно вызывает у водителя состояние сильного психического напряжения. Доказано, что в момент обгона психофизиологические показатели водителя резко меняются – их значение на 25-45% превышает обычные показатели.

Анализ и прогнозирование

Длительное передвижение по трассе вслед за крупным, массивным, закрывающим обзор автомобилем или другим транспортным средством создает определенный дефицит дорожной информации, необходимой для принятия решений. У водителя возникает ощущение, называемое «сенсорным голодом» - поэтому он стремится вырваться из сложившейся ситуации, разрешить ее радикально, увеличив скорость и обогнав закрывающий обозрение автомобиль. Стремление к немедленному разрешению ситуации радикальным способом может повлиять на объективность оценки сложившейся обстановки и заставить водителя пойти на обгон даже там, где этого делать не стоит.