Мыслительный процесс водителяОчень часто жизнь ставит перед нами задачи, которые попросту невозможно решить, опираясь исключительно на восприятие и собственные ощущения. В некоторых случаях для решения задачи необходимо подключить анализ, систематизировать и обобщить поступившую информацию, использовать имеющийся опыт «разруливания» подобных ситуаций и в итоге сделать надлежащие выводы. А это значит, что придется задействовать одну из функций нашего сознания – мышление.

Мышлением принято называть процесс, заключающийся в отражении связей и отношений между явлениями и предметами окружающей человека действительности в его сознании. Мышление считается высшим познавательным процессом, который позволяет человеку не только воспринимать и оценивать внешние характеристики окружающих его предметов и явлений, но и проникать в их сущность. По сути, мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности в сознании человека. Благодаря мыслительному процессу мы имеем возможность познавать даже те явления, которые нам непосредственно недоступны – а значит, просчитывать и предвидеть результаты собственных и чужих действий, анализировать и предугадывать ход событий.

Принято выделять три формы мыслительного процесса: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это отражение в сознании человека наиболее значимых и общих свойств и характеристик явлений и предметов. Понятие является одним из важнейших элементов мысли. Формирование понятия происходит через вербализацию значения того или иного свойства предмета или явления, иными словами, понятие является словом. Человек, мыслящий понятиями, мыслит словами, возникшими на основе представления и восприятия окружающего мира. Суждение – это итоговый элемент мысли и простейшая форма мыслительного процесса. Например, водитель, увидевший на дороге барьер, оценивает ситуацию и получает суждение: «Впереди препятствие, нужно остановиться». Более сложной формой мыслительного процесса является умозаключение, подразумевающее вывод нового суждения из уже имеющегося (или из нескольких таких суждений). Примером умозаключения является такой вывод: «Через пару километров будет крутой поворот на трассе, а на поворотах скорость следует уменьшать – значит, через пару километров я должен буду уменьшить скорость». Именно умозаключение всегда лежит в основе прогнозирования и дает возможность опытному водителю заранее предвидеть развитие ситуации на дороге – а значит, заранее принять необходимое решение и действовать так, чтобы не допустить создания на дороге аварийной обстановки. Водитель, который способен заранее предугадывать ход событий на дороге и прогнозировать развитие ситуации, обладает высоким уровнем мастерства.

Мыслительный процесс водителя

Кроме того, принято различать три различных вида мышления, соответствующих характеру выполняемых человеком действий – наглядно-действенное, образное или отвлеченное (абстрактное). Наглядно-действенным видом мышления называют такое мышление, которое напрямую связано с осуществлением человеком какой-либо практической деятельности – например, самим процессом управления автомобилем. В момент образного мышления мы имеем дело с предметами, которые не воспринимаются нами напрямую, а существуют в нашем воображении. Примером образного мышления служит проработка воображаемой ситуации, которая может в реальности возникнуть на дороге – но с которой мы на практике пока еще не сталкивались. Абстрактное мышление имеет место в ситуации, когда человек изучает какие-либо отвлеченные, общие понятия или закономерности (например, осваивает законы физики или математические теории).

Деятельность водителя, сам процесс управления автомобилем подразумевает использование особого типа мышления оперативного. Такой тип мышления формируется у человека в процессе практической деятельности и бывает направленным на решение определенных насущных задач. Основными характерными признаками оперативного типа мышления являются: тесная связь между восприятием динамично изменяющейся обстановки на дороге и ее оценкой, включение мышления непосредственно в процесс практической деятельности, лимитированность времени, отведенного на решение тех или иных задач (соответственно, оперативность исполнения принятых водителем решений). Кроме того,оперативное мышление обычно сочетается с повышенным эмоциональным фоном на протяжении всего времени деятельности, что приводит к состоянию значительного нервно-психического напряжения.

Подключение оперативного мышления дает водителю возможность быстро оценить ситуацию на дороге (в условиях жестко лимитированного времени), мысленно воссоздать все элементы, из которых складывается та или иная ситуация на дороге, заставить образы этих элементов взаимодействовать и в качестве вывода представить себе план своих возможных действий, выбирая наиболее целесообразные и соответствующие данной ситуации. Одновременно водитель должен учитывать влияние собственных действий на развитие ситуации на дороге и оценивать их с точки зрения безопасности всех остальных участников дорожного движения. Оперативное мышление отличается высокой скоростью, поэтому все мыслительные процессы протекают молниеносно, занимая у наиболее опытных водителей доли секунды. На скорость оперативного мышления могут влиять различные факторы – болезненное состояние водителя, прием алкоголя, физическое или эмоциональное утомление. Кроме того, мышление такого типа может не быть критическим – и тогда вместо правильных выводов водитель принимает неверное решение, а значит, совершает неправильные действия.

Мыслительный процесс водителя

Накопление практического опыта самым лучшим образом влияет на развитие оперативного мышления. Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что в течение первых 500 км пробега начинающий водитель полностью поглощен собственным транспортным средством и практически не обращает внимания на остальных участников движения. Водители, стаж пробега которых составляет от 500 км до 3000 км, отличаются поведением, более адаптированным к ситуации на дороге и обстановке в целом. А с увеличением стажа пробега – после отметки в 3000 км – навыки управления автомобилем у водителя стабилизируются, а его опыт оказывается достаточным для того, чтобы не считаться новичком.

Глубокие знания делают процесс мышления более продуктивным. Но знания в чистом виде не смогут стать залогом наличия правильного, продуктивного мышления, если человек не способен корректно управлять имеющейся информацией. Продуктивность и правильность мышления водителя зависят еще и от опыта. Важно не только располагать необходимыми сведениями, но еще и уметь вовремя извлекать их из кладовых своей памяти, оперативно принимать решения и быстро воплощать их в действительность.