Полис ОСАГО

Вот уже больше десяти лет аббревиатура ОСАГО - Обязательное страхование автогражданской ответственности - знакома российским автомобилистам: с 1 июля 2003 года управлять транспортом, не имея страхового полиса, стало противозаконным. И за это время система практически не менялась.

Новую реформу, первая часть которой вступила в силу 2 августа, готовили достаточно долго, поэтому объём изменений довольно велик. Если описать вкратце, то выходит следующее: пострадавшие автомобилисты смогут получать большие суммы, станет меньше судебных разбирательств (потому что вводится институт обязательных досудебных разбирательств), а страховые компании будут работать быстрее. Но за эти нововведения заплатит, в итоге, автомобилист - полисы ОСАГО станут дороже.

СКОЛЬКО БУДУТ ПЛАТИТЬ?

Сейчас на ремонт машины по ОСАГО можно получить не более 120 тысяч, а с 1 октября сумма выплат вырастет до 400 тысяч рублей! Тогда же будет вдвое увеличен максимальный размер страховой выплаты для аварий, которые оформляются без участия сотрудников ГИБДД: вместо 25 тысяч рублей автомобилист, воспользовавшийся «европротоколом», сможет рассчитывать на 50 тысяч.

С 1 апреля 2015 года изменятся суммы выплат «по ущербу жизни и здоровью». На сегодняшний момент максимум, который выплачивает страховая компания, составляет 160 тысяч рублей. Но благодаря нововведениям, потерпевшие смогут рассчитывать на полмиллиона рублей. Постепенный рост выплат связан с подготовкой компаний к росту расходов.

КАК БУДУТ ПЛАТИТЬ?

К документам теперь можно будет прикладывать фото- и видеоматериалы. Но! Чтобы водитель сообщил страховой компании данные об обстоятельствах аварии, будет отводиться не 15 дней, а только 5. В свою очередь, на рассмотрение убытка страховщикам выделяется не 30 дней, как сейчас, а 20.

В ближайшем будущем страховщикам предстоит создать Единую методику оценки ущерба, которая позволит минимизировать количество спорных ситуаций и судов.

Отметим, что досудебное урегулирование споров станет обязательным, поэтому засудить страховщиков станет труднее. Порядок будет следующим: если клиента не устраивает назначенная  сумма выплаты, ему придётся подать повторный запрос и только после второго отказа разрешено направить исковое заявление.

Помимо этого, увеличится размер неустойки, которую страховщики обязаны выплачивать клиенту при несоблюдении сроков выплаты. За каждый день просрочки компаниям предстоит перечислить клиенту по одному проценту (!) от размера назначенной экспертом суммы. С тем условием, что сегодня этот процент равен 0,11 от общей суммы.

СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ?

Разумеется, вслед за ростом размера выплат должна будет повыситься и стоимость полисов. По предварительным расчётам, базовый тариф вырастет на 25%. Таким образом, вместо нынешних 1980 рублей автомобилистам придётся платить не меньше, чем 2500 рублей.

Вышеупомянутая сумма — это только базовая ставка, которая при расчёте для каждого конкретного клиента умножается на коэффициенты (как правило повышающие): мощности двигателя, возраста и стажа водителя и т.д.

В итоге:

Автомобилистам нужно привыкать, что теперь ОСАГО будет дорожать регулярно. В следующем году Центробанк вполне законно сможет дважды поменять базовую ставку тарифа и дважды переписать коэффициенты. А с 2016-го стоимость полиса разрешат менять ежегодно.

Стоит отметить, что виновники аварий, которые сегодня меняют страховые компании, чтобы избежать повышающих коэффициентов, больше не смогут покупать дешевые полисы. С 1 января 2015 года договоры ОСАГО объединит единая информационная система, которая будет содержать информацию обо всех водителях. Так что скрывать неприятные факты водительской биографии будет бессмысленно.

И напоследок,  система обращения в страховую компанию за компенсацией тоже измениться. Ранее водитель мог получать возмещение либо в «своей» страховой компании (где был приобретен полис), либо в страховой компании виновника ДТП. Со 2 августа обращаться нужно будет только в своюстраховую компанию.

Однако система прямого возмещения убытков в «своей» компании работает лишь при определенных условиях:

  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств;

  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;

  • вред причинен только этим двум транспортным средствам (то есть в аварии не пострадали люди или другое имущество).

Если эти условия не соблюдаются (в аварии участвовало больше двух транспортных средств, один из участников не застрахован по ОСАГО или есть пострадавшие), то обращаться за выплатой необходимо в страховую компанию виновника ДТП.