К сожалению, поездки на далекие расстояния довольно часто сопряжены с некоторой долей риска, так как статистика дорожно-транспортных происшествий чаще всего подтверждает высокую вероятность возникновения аварий на загородных трассах. Связано это с тем, что водители обычно увеличивают скорость, когда выезжают за город. Езда по трассе кардинальным образом отличается от перемещения по городу, и это стоит учитывать начинающим водителям.

Чтобы поездка на далекие расстояния была максимально безопасной, следует заранее выбрать подходящую тактику управления автомобилем и стратегию движения. В данном случае стратегия движения включает в себя такие аспекты, как определение общего времени поездки, примерная оценка расстояний между заправочными станциями и заведениями общественного питания, а также оценка протяженности поездок в светлое и темное время суток. Учитывая все вышеперечисленные аспекты, можно заранее спланировать наиболее безопасный и эргономичный маршрут. Участки дороги с плохим покрытием или с большим количеством перекрестков и опасных мест лучше проезжать днем, а участки, на которых возможны заторы в дневное время – ночью или поздним вечером.

Выбирая же тактику управления, следует отталкиваться от конкретных условий, которые диктует сама дорога. При выборе тактики управления автомобилем не следует переоценивать собственные силы. Очень часто аварийные ситуации возникают лишь потому, что водители едут с большей скоростью, чем та, которую можно себе позволить на трассе. Особенно опасна такая тенденция в условиях частичной потери или ограничения видимости (например, в тумане). Если погодные условия неблагоприятны, идет дождь или навис туман, не следует разгоняться до 140 км/час – тем самым можно навлечь массу неприятностей и на себя, и на других участников движения. Из тумана может внезапно выехать другая машина, выйти пешеход или выбежать животное. Поэтому лучше сбавить скорость и не создавать аварийную ситуацию.

Чтобы поездка по незнакомой трассе была менее непредсказуемой, предварительно изучите карту и спланируйте ваше перемещение. Если хотите сэкономить время, лучше путешествуйте с меньшим количеством остановок, чем на чересчур высокой скорости. При выезде на трассу более комфортно себя чувствует тот водитель, который едет в одиночестве, а не «бампер в бампер» с другим автомобилем. Поэтому не старайтесь прижаться к следующей впереди машине, даже если движение на трассе довольно интенсивное. Автомобиль, который едет перед вами, не только закрывает вам обзор, но еще и не дает возможности едущим за вами автомобилям маневрировать при обгоне.

Особенно неудобным такое положение автомобилей на дороге становится в темное время суток, когда свет фар близко идущей машины мешает водителю сконцентрироваться на дороге. Разумеется, можно попробовать подать сигнал фарами, но ведь не факт, что водитель другого транспортного средства поймет вас правильно. Поэтому лучше дать следующему сзади вас автомобилю обогнать вас, или же самому оторваться от него. Если обстоятельства складываются так, что вам приходится ехать ночью по трассе за другим автомобилем, старайтесь держать дистанцию. По пустынной трассе можно ехать с такой скоростью, которая вам удобна. Но если на трассе много автомобилей, старайтесь ехать со скоростью потока, чтобы не выбиваться из общего движения. Тогда вам меньше придется обгонять или пропускать едущие сзади машины. Это позволит вам ехать спокойно и размеренно, не нервничая и не нервируя других водителей.

Если вам предстоит поездка на большое расстояние, не забывайте о существовании эффекта привыкания (особенно, если ехать предстоит по монотонной пустой трассе). По мере втягивания в поездку водителю становится все сложнее контролировать скорость, он подсознательно стремится ее увеличить. Поэтому стоит время от времени поглядывать на спидометр, чтобы не увеличивать скорость сверх разумных пределов. Если долго ехать на высокой скорости, рано или поздно перестаешь ее замечать – а это первый шаг к созданию опасной ситуации на дороге.

Поскольку езда по загородным трассам часто подразумевает перемещения на довольно большие расстояния, время от времени не забывайте делать остановки, чтобы выйти из машины, отдохнуть и размяться. Оптимально делать такие остановки через каждые сто километров пути. Если в машине есть водители, кроме вас, целесообразно периодически меняться – занимая место водителя по очереди, вы будете меньше уставать. Езда ночью опасна по причине сонливости водителей, поэтому не пытайтесь прогнать сон – безопаснее будет остановиться в тихом спокойном месте и немного вздремнуть. Так вы снимете накопленную усталость, отдохнете, придете в себя и сможете продолжать путь в более бодром состоянии.