Правильная водительская посадка

Во время управления автомобилем водитель должен иметь правильную посадку, которая выполняет две важные функции: Обеспечивает повышенную готовность к возникновению экстренных действий.

Правильная посадка не защищает от возникновения аварийных ситуаций, но благодаря ней, можно выиграть дополнительные секунды , которых часто не хватает в критической обстановке. Ведь зачастую от трагедии отделяет всего несколько секунд. Позволяет водителю долго сохранять состояние хорошей работоспособности, благодаря снятию лишнего мышечного напряжения и отсутствию нарушения кровообращения. Кроме этого правильная посадка во время движения помогает позвоночнику амортизировать вертикальные толчки и не создает болевых синдромов, которые могут возникать из-за сжатия внутренних органов.

Правильная посадка обеспечивает максимальное взаимодействие спины с сидением. При возникновении опасной ситуации неопытный водитель начинает тянуться вперед, при этом отрывать лопатки от сиденья. Это природная реакция, заключающаяся в желании напрячь мышцы, а так же "сжаться в комок". Опытный автогонщик поступает в  такой ситуации иначе. Он упирается левой ногой в пол или конструктивный упор, находящийся под левой ногой, при этом вжимаясь в сидение. Эти действия помогают усилить взаимодействие с транспортным средством, а так же мгновенно определить,  не потерял ли  автомобиль управляемость и устойчивость. Водители очень часто на сидение автомобиля подкладывают массажные подстилки или различную верхнюю одежду (куртки, пальто), чем ухудшают контакт с автомобилем.

Для того чтобы принять правильную посадку необходимо выполнить ряд действий.

Сесть, откинувшись на спинку сиденья. Выжать левой ногой педаль сцепления до пола и подогнать сиденье таким образом, чтобы левая нога оказалась немного согнутой в коленном суставе. Выпрямить  руку и взяться за рулевое колесо в самой его верхней зоне. Подогнуть спинку сиденья, плотно прижав к ней поясницу и лопатки. Таким образом, на седалище должно приходиться около 30% веса тела. Остальную нагрузку должна брать на себя спина. Если наклонить спинку сидения примерно на 30 градусов от вертикали, то оно будет способно принять полный вес туловища. Не рекомендуется в качестве опоры использовать  руль, на него должен приходиться лишь вес самих рук. Перед началом движения следует туго пристегнуться ремнями безопасности, которые помогут  получить дополнительные сведения о силах и ускорениях, воздействующие на автомобиль. Учтите, что при наличии подушек безопасности, не пристегнутые водитель и пассажиры  могут сильно пострадать, а не получить надлежащую помощь.Водительская посадка

Далее левой рукой взять руль в его верхней зоне, а правой включить дальнюю пятую передачу (если ее нет, то третью, в случае АКПП - паркинг). Если имеется функция регулировки наклона сидения, то необходимо поднять немного  выше передний край сидения.

Очень важно держать руки в правильном положении, которое помогает действовать оперативно и не допускать лишних движений. Руки всегда нужно располагать на  руле в верхней зоне рулевого колеса. При этом большие пальцы рук должны находиться внутри обода руля. Основное усилие хвата должно возлагаться на безымянные пальцы и мизинцы. Остальные пальцы должны находиться в полурасслабленом состоянии, но всегда быть наготове, чтобы в любой момент усилить хват руля. Не нужно излишне  напрягать руки, иначе такое состояние очень быстро понизит работоспособность.

Следует не допускать того, чтобы кисти были намного выше локтей. Такое положение  замедляет кровообращение и очень быстро может привести к усталости. Если имеется возможность, то желательно отрегулировать наклон рулевой колонки. Рекомендуется так же  отрегулировать подголовник, подняв его до уровня затылка и максимально приблизив к голове. В процессе движения не стоит опираться головой на подголовник, ведь его основное предназначение - защита шеи от перелома при ударах сзади.

Поставив левую ногу на педаль сцепления, правую надо установить  на педаль тормоза, при этом  опустить пятки по их вертикальной оси. Далее ступни надо развернуть к наружи, не отрывая пяток от пола. Надо добиться такого положения, чтобы носок левой ноги оказался возле педали сцепления, а носок правой - на педали газа. Во время переноса ноги на другую педаль и обратно не следует отрывать пятки от пола. Это объясняется тем, что в осуществлении этих действий смещается не только центр тяжести, но и происходит потеря времени, которое пригодилось бы  для быстрого осуществления маневра.

Если вы обладаете нестандартным телосложением, то рекомендуется принять дополнительные меры. Если у вас:

  • длинные ноги, то нужно сесть в несколько вертикальное положение, контролируя, чтобы руки могли принять удобное положение;
  • длинные руки, то нужно отклонить назад спинку, как будто бы сползти вниз. При этом надо иметь в виду, что может  произойти большое напряжение мышц шеи;
  • меленький размер обуви, то рекомендуется прикрепить к полу, который находится под резиновым ковриком маленькую подставку в виде доски. Это поможет не отрываться пяткам от пола;
  • короткие руки, то следует совсем немного согнуть ноги и сесть вертикальнее. Рычаг переключения передач рекомендуется согнуть. Таким образом, в процессе его переключения вы не будете отклоняться от сиденья;
  • слабые руки, то желательно применять более широким хватом, а так же поменять руль большего диаметра.

В любом случае нужно добиться одной цели -  устойчивого положения корпуса, при этом  всю тяжесть тела постараться распределить на спинку сиденья и подушки. Всегда проверяйте свою посадку. Посадка считается неправильной, если не удается одновременно легко отрывать ноги от пола, а руки от руля.

При управлении автомобилем в городских условиях  нужно больше сгибать руки в локтях, а так же на полную выпрямлять одну из рук и располагать ее на ободе руля таким образом, чтобы он проходил в месте сгиба кисти.
Если управлять автомобилем приходится по скользкой или мокрой дороге, преодолевать различные  неровности, проезжать по песку или грязи, то следует немного развести локти вверх-наружу. Такое положение позволяет задействовать сильные мышцы спины. В таком состоянии проще удерживать автомобиль, в частности тот, который имеет передний привод (от рыскания). После переключения передач не желательно удерживать левую ногу над педалью сцепления, а после переключения передачи лучше тут же вернуть правую руку на руль.