Светофор

Прежде чем начинать разговор о дорожных светофорах, перечислим источники нормативно-правовой информации, которыми будем пользоваться в данной статье.  К ним относятся следующие документы :

  1. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения ..Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.»
  2. ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.»
  3. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию ,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
  4. Правила дорожного движения пп.6.1-6.4.

Для чего предназначены светофоры? Читаем п.7.1.2 ГОСТ 52289-2004: «Светофоры применяют для регулирования очерёдности пропуска транспортных средств и пешеходов ,а также для обозначения опасных участков дорог».

А каких видов  бывают светофоры? Это определяет ГОСТ 52282-2004:

Виды светофоров

В населённых пунктах чаще всего применяются светофоры типаТ.1 ,Т.1п ,Т1л и Т.1пл,намного реже применяются светофоры типаТ.1г и Т.2.

Вот мы и поговорим о светофорах с дополнительной секцией, потому что именно при использовании данного типа светофора очень часто не соблюдаются требования ГОСТ Р 52282-2004,что вводит в заблуждение водителей ,но классифицируется ИДПС как административное правонарушение. Для примера рассмотрим работу светофора на пересечении ул.Ломоносова и Лепсе у церкви (двигаемся со стороны авторынка).

На перекрёстке  установлен дорожный светофор типа Т.1п с дополнительной секцией справа (см.фото):

Светофор с дополнительной секцией с права

Один из режимов работы светофора изображен на снимке :стрелка в дополнительной секции выключена, включен основной зелёный сигнал .Ну и что, спросите вы,в чём проблема-то ? Руководствуясь пп.6.3 и 6.4 ПДД,двигаться можно только налево или развернуться .А направо? Нельзя ,стрелка-то в дополнительной секции выключена,а в последнем предложении п.6.3 ясно сказано: «Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении ,регулируемом этой секции».

И всё-таки многие водители ,проезжая данный перекрёсток в ситуации, изображённой на фотографии, испытывают некоторое неудобство из-за невозможности определить разрешённое направление движения::ведь с одной стороны на круглом зелёном рассеивателе нет ни цветных, ни контурных стрелок, а это означает,  разрешено движение в любом направлении ,учитывая лишь расположение транспортного средства на проезжей части, а, с другой стороны, стрелка-то в дополнительной секции выключена ,значит, в данном направлении и запрещено движение.И  проблема даже не в том,что дополнительная секция закрыта зелёными насаждениями(см.фото),хотя по ГОСТ Р 52289-2004 должна распознаваться на расстоянии не менее 50 м.

Так в чём же камень преткновения? Да собственно в том, что данный светофор (как и большинство светофоров с дополнительной секцией в г.Кирове),не отвечает требованию ГОСТ Р 522382-2004,в пункте 4.2.10 которого ясно сказано: «При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зелёного сигнала наносят контурные стрелки направлений движения.При этом светофор должен должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы…» .Смотрим на снимок-экран в наличии (значит те ,кто монтировал светофор, знакомы с ГОСТ Р 52282-2004),а контурные стрелки на круглом зелёном сигнале отсутствуют. А ведь эти стрелки всё расставляют по своим местам, и пункты ПДД 6.3 и 6.4 делают абсолютно определёнными и выполнимыми:стрелка включена-направление движения предельно понятно, дополнительная секция  выключена-по контурным стрелкам основного зелёного рассеивателя водитель чётко видит ИНЫЕ разрешённые направления движения.

Точно такое же несоответствие ГОСТу можно наблюдать при работе дорожного светофора на перекрёстке улиц Луганская и Дзержинского,двигаясь по Луганской со стороны ТЭЦ-4.

Вот ещё пример .Это недавно ставший регулируемым перекрёсток ул. Комсомольской и Октябрьский проспект. Тоже никакого намёка на контурные стрелки на круглом зелёном рассеивателе при наличии дополнительной секции!

Ещё дин светофор

Хотя нужно заметить, что данный светофор не работает в режиме, когда включен ТОЛЬКО зелёный круглый сигнал,  благодаря этому водители правильно понимают  ситуацию.

В городе Кирове я отметил лишь два светофорных объекта, все светофоры которого отвечают требованиям технических нормативно-правовых документов. Один находятся на перекрёстке ул.Московская и пер. Энгелься,второй-на перекрёстке Октябрьский проспект- ул. Карла Маркса, желающие могут сходить туда на экскурсию и убедиться .

И напоследок такая информация:Правила дорожного движения «устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ» (п.1.1 Правил).А от участников дорожного движения требуется «…знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения,сигналов светофоров,знаков и разметки,а также выполнять распоряжения регулировщиков…» (п.1.3 Правил),то есть изучать ГОСТы и другие нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения от водителей и пешеходов никто не требует. Это так, но следует помнить,что Правила дорожного движения  определяют лишь организационные мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения, а техническая сторона вопроса регламентируется  Государственными стандартами, знание которых поможет Вам глубже понять и осмыслить  требования Правил дорожного движения. Кроме того,часть 1 ст.22 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» однозначно декларирует: «Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций ,применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения».Так что Правила дорожного движения-это всего лишь один (хотя и основной) из многих нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Коллектив Академии Безопасного Вождения  города Кирова призывает Вас не нарушать эти Правила, быть предупредительным и уважительным на дорогах!

Статья подготовлена преподавателем

Академии Безопасного Вождения:

Шарлыковым Юрием Евгеньевичем

Комментарии   

#3 Академия Безопасного Вождения 04.06.2013 21:07
Цитирую Игорь:
Уважаемый, Юрий Евгеньевич!
Прошу Вас прокоментировать след. ситуацию: светофор оборудован зел. стрелкой в доп. секции регулирующей поворот направо. Основной зелёный и доп. секция после мигания гаснут одновременно. Загорается желтый, затем красный. Стрелок на рассеивателях основных сигналов светофора нет.
ВОПРОС: при данном режиме работы светофора действие желтого сигнала распостраняется на все направления движения или только прямо и налево, а направо распостраняется действие запрещающего выключенного сигнала доп. секции (согласно п.6.3 ПДД)?
СИТУАЦИЯ: при повороте направо на желтый пересёк "стоп-линию", манёвр закончил без остановки. ГИБДД и суд п.п. 6.14 ; 10.5 и 6.2 во внимание не принимают т.к. ГИБДД трактует нарушение в постановлении п.6.13, а после жалобы уже как п.6.3
Спасибо

Здравствуйте Игорь.
Правда в данной ситуации действительно на стороне ГИБДД, т.к. согласно пункта 6.3 - "...выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секции"; Пункт 6.13 говорит о том, что при запрещающем сигнале светофора Вы должны были остановиться перед стоп линией, т.к. желтый сигнал светофора является, как известно, запрещающим. Ну а пункт 10.5 видимо вменили из-за того, что Вы проехали перекресток и не смогли своевременно остановиться на запрещающий сигнал светофора, что предположительн о указывает на превышение скоростного режима или банальную невнимательность.
С уважением Константин Владимирович
+6 #2 Administrator 15.01.2011 04:07
Уважаемый Анатолий !Отвечаю на Ваш вопрос.\"Курица \" здесь-Федеральн ый закон №196-ФЗ \"О безопасности дорожного движения\".Согл асно ч.1 ст.22 указанного ФЗ \"деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций,при менение которых регламентирован о действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения\".Ведь ГОСТы никто ещё не отменил,они всего лишь носят рекомендательны й характер до тех пор,пока их не выте?
?нят технические регламенты. Недавно \"заработал\" Тех.регламент о безопасности колёсных ТС,в котором собраны положения различных ГОСТов,которые, кстати,Регламен т не отменяет.Рекоме ндую ознакомиться с письмом МВД 02.08.2006г.№13 /6-3853 ФДА 07.08.2006г.№01 -29/5313(Д),кот орое утверждает порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.Так вот,Проект организации дорожного движения-докуме нт,имеющий нормативно-прав овой статус,который при разработке и утверждении основывается на требованиях следующих
НПА: ГОСТ Р 52289-2004,ГОСТ Р 51256-99,ГОСТ Р 52290-2004,ГОСТ Р 52282-2004,СНиП 2.05.02-85,ВСН 25-85 и ПДД.
Итак,несмотря на всю запутанную ситуацию с НПА в области дорожного движения,ГОСТы остаются по-прежнему основными нормативными документами,а п.1.1ПДД как раз и требует,чтобы НПА в области ОБДД не противоречили Правилам дорожного движения.
Если Вас заинтересовала тема,пишите мне на электронную почту:113269@mail.ru или оставляйте комментарии на сайте.
+1 #1 Анатолий 14.01.2011 07:20
Уважаемый, Юрий Евгеньевич!
Прошу Вас прокомментирова ть п.1.1 ПДД в части
"... Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им"
В правовом статусе ПДД и действующих ( или не действующих ГОСТов) не могу разобраться. Где же все-таки курица, а где яйца. Неразбериху вносит еще ФЗ 184 ( с изменениями от 2007 и 2009 гг.) где ГОСТы не являются обязательными к исполнению ( на сколько я понял - может ошибаюсь?)
Прошу Вашего разъяснения.