Большинство владельцев автомобилей считают тонировку стёкол не только делом престижа (что ни говори, затемнённые стёкла делают «экстерьер» «железного друга» строже, элегантнее и привлекательнее), но и практичным. Затемнённые стёкла предохраняют внутренности салона от ультрафиолетового и ультракрасного солнечного излучения, что  способствует его сохранности и более эффективной работе системы кондиционирования воздуха. Также тонировка снижает эффект ослепления водителя в тёмное время суток и способствует уменьшению световых бликов. При авариях тонирующая плёнка увеличивает прочность стекла и препятствует разлёту мелких осколков. Помимо всего прочего, затонированные стёкла защищают от посторонних взглядов, а для многих это очень актуально!

Как видите, положительных сторон применения тонирующих плёнок на автомобильных стёклах немало. Но как  всё это согласуется с точки зрения Закона? Для начала разберёмся в нормативно-правовых актах, которые и определяют поднятую в статье тему использования затемняющих плёнок на стёклах.

Этими нормативно-правовыми актами являются:

1 .   Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается      эксплуатация транспортных средств п.7.3 (далее -Перечень).

2.   ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия.»  с изменениями, внесёнными Постановлением Госстандарта РФ от 1 июля 1999 г. № 363.

3.   ГОСТ 51709-2001 «Автотранспортные средства.Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

В  п.7.3 Перечня читаем: Примечание.

«На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные плёнки. Разрешается применять тонированные стёкла (кроме зеркальных),светопропускание которых соответствует ГОСТ 5727-88…».Итак,написано совершенно понятно: тонировка автостёкол как таковая не запрещена.Запрещена только зеркальная тонировка,то есть светоотражающая. А вот дальше Перечень переадресовывает нас к ГОСТ 5727-88. Читаем п.2.2.4 : Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
75% - для ветровых стекол;
70% - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность (см. черт.1а).

Расположение нормативных зон А и В переднего окна и нормативного поля обзора П

Расположение нормативных зон лобового окна

1 - граница прозрачной части левого бокового окна;
2 - левая боковая стойка переднего окна;
3 - контур очистки переднего окна;
4 - граница нормативной зоны А;
5 - граница нормативной зоны В;
6 - граница прозрачной части переднего окна;
7 - правая боковая стойка переднего окна;
8 - граница прозрачной части правого бокового окна;
9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П

 

Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.

Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V.

Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов".

Мы видим, что «точкой отсчёта» является цифра, которая устанавливает минимальный процент светопропускания, составляющий для ветрового стекла  75%,а для передних боковых -70%. Стёкла задней полусферы автомобиля по светопропусканию не имеют никаких технических нормативов, на заднем стекле легковых автомобилей Перечнем даже «Допускается применять…жалюзи и шторки…при  наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».Таким образом получается, что не любая тонировка автоматически является нарушением. А это значит, что процент затемнения стекла необходимо измерять специальным прибором, а не «на глазок».

Измерить процент затемнения стекол может только сотрудник подразделения технического надзора ГИБДД. Данная процедура регламентируется приказом МВД от 7 декабря 2000 г. N 1240 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ».

(в ред. Приказов МВД РФ от 19.03.2004 N 187, от 19.02.2007 N 167). Далее-Приказ.

Данный приказ  контроль за техническим состоянием транспортных средств вообще и за тонировкой стёкол в частности допускает при соблюдении определённых  требований и условий. Вот некоторые из них:

« При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств». - (п.16.1 Приказа)

А за что вообще сотрудники ДПС могут останавливать водителей?

Об этом нас информирует пункт 16.2 Приказа: «Основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:

-отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;

-наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;

-наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения , при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

Проверка технического состояния осуществляется с использованием средств технического диагностирования (п.14.3.11 Приказа).Не является исключением проверка светопропускания. Уровень затемнения автомобильных стёкол измеряется  специальными приборами (тауметрами) : «Свет», «Тоник», «Блик», «Растр», которые должны быть сертифицированы и пройти метрологическую поверку.

Использование иных приборов для измерения светопропускания стекол, кроме указанных выше, не допускается.

Для справки: цифры на шкале тауметра показывают не процент затемнения, а совсем наоборот- процент «не задержанного» тонировкой света. Время суток проведения измерения роли не играет ,а вот напряжение питания прибора, температура и влажность окружающего воздуха очень влияют на результаты измерения и оговорены в заявленных изготовителем прибора технических характеристиках. Кроме того, автомобильные стёкла со временем из-за абразивного воздействия стеклоочистителей и распространённой мойки обыкновенной тряпкой тускнеют ,из-за чего процент светопропускания также снижается. Даже абсолютно новое трёхслойное стекло, так называемый «триплекс»,имеет светопропускание 85-95% в зависимости от чистоты исходных материалов.

А теперь поговорим о современных тонирующих плёнках. Многочисленные производители этого продукта не обманывают потребителя, расхваливая высокую адгезию (прилипаемость) клеящей поверхности, оригинальную цветовую гамму, механическую прочность к истиранию, продолжительный гарантийный срок, и…светопропускание, которое является важнейшей характеристикой любой затемняющей плёнки. Вот примеры указанного разными производителями светопропускания плёнок:

1 . Компания 3М (США).Кстати, именно этой компанией ещё в 1925 году была изобретена  и запущена в производство клеящая бумажная лента (так называемый скотч).

Производитель

Заявленная степень светопропускания

Тонировочные пленки ЗМ 5%, 20%
Тонировочные пленки  Llumar 5%, 15%, 20% и 35%
Тонировочные пленки Johnson серии PGC 10% и 20%
Плёнка American Standard серии PERFOMER 5% и 15%

 

Как вы сами видите, ни одна тонирующая плёнка по заявленному производителями светопропусканию не может использоваться на лобовых и боковых передних стёклах автомобилей, эти плёнки можно использовать только для затемнения задних стёкол.

Светопропускание тонировочных плёнок, дающих видимый эффект затемнения, фиксируется тауметром с 50%.

Многие автомобилисты уверены в существовании так называемой «заводской тонировки»,с ней, дескать, проблем не будет ни на государственном техническом осмотре, ни в процессе эксплуатации. Таких людей вынужден разочаровать: если светопропускание автостёкол, измеренное с помощью тауметра, будет не соответствовать ГОСТ 5727-88,о котором мы говорили выше, проблема никуда не денется. А такого понятия как «заводская тонировка» вообще не существует. Главное не в том, КТО затемнил автостёкла, а в том, какой у них процент светопропускания.В ближайшее время в ст. КоАП  РФ 12.5 появится новая «тонировочная» часть 3.1,в которой водитель будет наказываться денежным штрафом в размере 500р «За управление ТС, на котором установлены стёкла, светопропускание которых не соответствует Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средсв». Об этом техническом регламенте мы поговорим в следующих статьях, а пока подведём итоги:

1. Стёкла на автомобиле тонировать не запрещено, если параметры светопропускания ветрового стекла и боковых передних не противоречат ГОСТ 5727-88.(В дальнейшем этот ГОСТ как и все остальные ГОСТы будет заменён Техническим регламентом « О безопасности колёсных транспортных средств»).Зеркальная тонировка запрещена безоговорочно.

2. Светопропускание стёкол измеряется специальным прибором (тауметром),методы и условия измерения изложены в инструкции по эксплуатации прибора.

3. Проводить измерение светопропускания может только сотрудник технического подразделения ГИБДД на стационарных постах или КПП, а также при проведении ГТО.

4. Ни одна тонирующая плёнка, тёмная на вид, не обладает светопропусканием хотя бы 70%.

5. Новые, только что купленные в магазине автостёкла, не обладают при измерении 100%-е светопропусканием.

6. Со временем на автомобильных стёклах даже без плёнки показатель светопропускания снижается.

7. Если всё-таки светопропускание стёкол вашего автомобиля ниже нормативного (что можно установить только после инструментального контроля),то наказание должно быть адекватным- штраф 100 руб.(на сегодняшний день).Изъятие талона ГТО, запрещение эксплуатации и задержание ТС КоАП не предусматривает.

8. Если вы ещё не затонировались, но очень мечтаете это осуществить, проделайте несложный опыт-наденьте солнцезащитные очки и прокатитесь в сумерки и в тёмное время суток по освещённым и неосвещённым участкам дорог. Примерно такие же ощущения будете испытывать в аналогичных условиях движения с затонированными стёклами.

9. Автосервисы, оказывающие услуги по установке плёнок на автомобильные стёкла, обычно «забывают» проинформировать заказчика о том, что мастерски наклеенная ими на ветровом и боковых передних стёклах плёнка совсем не соответствует действующим нормативам по светопропусканию.

10. Если вы всё-таки приняли решение в пользу тонировки, не             «переборщите» с затемнением! Тонировка-это дополнительная опция, без которой прожить вполне можно. Ставьте во главу угла функциональность того или иного «улучшения»,помните, что главное для водителя-это обеспечение безопасности дорожного движения, важнейшим условием которого является визуальная информация. Не лишайте себя обзора!

11. Никаких вопросов со стороны инспекторов ГИБДД не вызовет установка на ветровом стекле легкового автомобиля  «прозрачной цветной плёнки шириной не более 140 мм» (ГОСТ 51709-2001 п.4.7.3.)

Коллектив Академии Безопасного Вождения желает водителям не нарушать требования технических нормативных актов, следить за исправным состоянием своих транспортных средств, чтобы вопросы престижа не закрывали главного-безопасности дорожного движения.

Статья подготовлена преподавателем

Академии Безопасного Вождения:

Шарлыковым Юрием Евгеньевичем