Особой науки в переключении передач при вождении автомобиля нет, на первый взгляд всё просто. Но тем не менее, наблюдая за начинающими водителями, можно заметить не совсем верные действия.

Опытный  водитель непременно должен уметь правильно использовать и переключать передачи. В этой статье будет описан механизм переключения передач на автомобилях с ручной коробкой передач.

Как переключать передачи Как переключать передачи Как переключать передачи

Важно уметь правильно выбирать передачи, в соответствии с планируемой скоростью движения:

Передача

Км/час

I передача

до 20

II передача

20 – 40

III передача

40 – 60

IV передача

60 – 90

V передача

90 и более

Нужно учесть, что для каждой конкретной ситуации и для каждого транспортного средства существует своя передача и своя скорость. Поэтому, приведенные данные для каждого конкретного авто - индивидуальны.

Рассмотрим это на конкретных примерах:

  • Автомобиль подъезжает к повороту налево на III передаче со скоростью 60 км/ч; затем водитель должен переключиться с перегазовкой на II передачу и на скорости около 30 км/ч  выйти из поворота, и затем снова переключиться на III передачу.
  • Автомобиль подъезжает к перекрестку, который имеет стрелку вправо (влево) со скоростью 60 км/ч на III передаче. Полоса при этом свободна. Если водитель видит, что должен загореться зеленый свет светофора, и никто не завершает маневр на перекрестке, то с перегазовкой  ему следует перейти на II передачу (особенно, если дорога после перекрестка сужается) и выполнить поворот.
  • При совершении обгона, всегда рекомендуется переходить с перегазовкой на более высокую передачу, после чего выполнять обгон.
  • Ситуация на перекрестке (горит зеленый свет, отсутствуют машины, IV передача и скорость 60 км/ч). Когда до перекрестка остается приблизительно 70 метров, можно с перегазовкой переключиться на  III передачу и завершить маневр на разрешающий сигнал, даже в случае, когда светофор начинает смену цвета.

В первую очередь, следует помнить, что при движении транспортного средства никогда нельзя использовать нейтральную передачу.

Необходимо помнить, что нажатие на педаль газа должно быть плавным, так как при резком нажатии педали газа автомобиль может дернуться вперед с пробуксовыванием шин. При выполнении процедуры перегазовки следует очень внимательно работать с педалью сцепления, плавно отпускать ее, особенно при гололеде, т.к. автомобиль на скользкой дороге может "занести".

При переключении на более высокие передачи (со II на III, с III на IV, с IV на V), педаль сцепления можно отпускать побыстрее, чем при переходе с I на II или при начале движения.

При переключении передач следует принимать во внимание загрузку автомобиля и уклон дороги. Если в салоне автомобиля находится водитель и четыре пассажира, то перед переключением автомобиль нужно посильнее разогнать, а сцепление включать более плавно. Таким же образом нужно поступать, когда дорога идет на подъем. На спуске, или даже раньше желательно перейти на более высокую передачу.

Некоторые водители пропускают передачи при переключении на повышение, это не правильно. Желание разогнать автомобиль побыстрее, переключившись сразу со II скорости на IV, может привести к повышенному износу узлов и деталей двигателя; а мотор и вовсе может заглохнуть в самый неподходящий момент, а это, в свою очередь, может создать аварийную ситуацию на дороге. При переходе на пониженные передачи, это условие не обязательное - можно с V передачи перейти на III или даже II; для этого следует снизить скорость до необходимого предела, который соответствует данной передаче.

Переключать передачи следует, когда не выполняется никаких маневров. Однако, переключение передачи при торможении считается допустимым, а в крутом повороте не рекомендовано. Бывает ряд ситуаций, когда и во время движения по прямой переключение передач желательно: случаи прогнозируемой опасности или ограниченного обзора. Например: автомобиль едет по дороге, а справа стоит фура. В такой ситуации нужно переключить передачу на более низкую до фуры, и разгоняться уже после того, когда появится уверенность, что за фурой нет пешеходов.

Не желательно осуществлять переключение передач на более высокую на сложных участках дороги, с низким коэффициентом сцепления.