Трогание с местаНесмотря на то, что многие водители на опасную непредсказуемую ситуацию реагируют действием торможения, такие меры гарантируют безопасность не во всех ситуациях. Процесс торможения влечет за собой целый список негативных последствий, которые оказывают плохое влияние на управляемость автомобиля и препятствуют возможности маневрирования. Опасность очень многих критических ситуаций можно уменьшить осуществлением интенсивного разгона. Считается, что выполнить разгон с места (трогание) несколько сложнее, чем сделать  разгон с хода. Это объясняется тем, что  возникает необходимость в применении дополнительных приемов для преодоления инерции. Известны следующие  способы разгона:

  • дросселирование (нажатие педали газа);
  • переключение передач
  • сочетания предыдущих способов в различных комбинациях.

Трогание и разгон при высоком коэффициенте сцепления.
Для того чтобы выполнить экстренный разгон с места на сухом асфальте следует  резко включить сцепление при определенной мощности. Она должна быть такой, чтобы можно было обеспечить максимальную тягу (например, не менее 4000 об/мин для двигателей семейства ВАЗ). Возникшая пробуксовка ведущих колес позволит:

  • поддержать высокую мощность двигателя;
  • повысить температуру шин;
  • увеличить сцепные свойства покрышки.

Когда двигатель выйдет в режим максимальных оборотов, можно будет включать вторую и последующую передачи. Раньше эти действия выполнять не желательно. Повышающую передачу и сцепление необходимо  включать ударным методом, и делать это следует резко.

Иногда случаются ситуации, что можно сделать неполный выжим педали сцепления без "сброса газа", не снижая при этом оборотов. В тех случаях, когда нехватка времени не дает переключить передачи, одномоментное повышение мощности можно достичь одним или несколькими циклами пробуксовки сцепления (неполный выжим). В результате произойдет небольшой импульс ускорения. Описанный прием пригодится для того, чтобы пересечь вершину холма, на этапе заключительной фазы обгона и в других случаях, когда  даже пара "лишних" метров дистанции поможет избежать трагедии.

Трогание при низком коэффициенте сцепления (гладкий лед, покрытый водой лед, изморозь на асфальте, укатанный снег, обледенелый наст)
Если приходится начинать движение на льду, то давя на педаль газа, не нужно ожидать момента,  когда шины зацепятся о поверхность. Это вообще вряд ли произойдет.  Первый оборот колеса всегда должен быть без пробуксовки. Начать старт с места на скользкой поверхности можно с помощью применения метода "внатяг". Это такой маневр, который осуществляется в результате задержки включения (пробуксовки) сцепления. При этом необходимо следить, чтобы передние колеса автомобиля были поставлены ровно.  Если будет наблюдаться даже минимальный  угол поворота, он затормозит машину и спровоцирует пробуксовку.

Если все-таки дело дошло до пробуксовки, то колесо в активном темпе разогревают снег или лед. Этот процесс приведет к образовании прослойки воды между колесами и дорогой. Вода начнет препятствовать зацеплению. В этой ситуации вряд ли удастся воспользоваться  возможностями другого ведущего небуксующего колеса. Дифференциал выключает его и передает всю мощность на буксующее колесо. Желательно убрать возникшую пробуксовку  повторным троганием (выключением и включением сцепления).

Рекомендуется воспользоваться следующими приемами:

  • для того, чтобы понизить начальную тягу и  избежать пробуксовки надо  включить повышающую передачу (вторую, третью);
  • трогаться надо с  поднятым наполовину  стояночным тормозом. Этот способ годиться как для механики, так и для "автоматов";
  • трогание надо выполнять  многократным осторожным включением сцепления, при этом поддерживать постоянную минимальную частоту вращения двигателя;
  • в момент  средних оборотов одновременно отпускать обе педали (сцепления и газа).
  • чтобы не возникло передачи излишней тяги на колеса, надо раньше включать  высшую передачу.

Трогание и разгон на вязком грунте (песок, грязь, снежная целина.
Для того чтобы осуществить трогание с места в этой ситуации нужно сохранять максимальную тягу (крутящий момент двигателя). Для этого процесс следует осуществлять на высоких оборотах с достаточной пробуксовкой сцепления. Такие действия помогут устранить пробуксовки колеса в самом начале. Если  трогание произошло, то за счет пробуксовки колес  будет сохраняться тяга двигателя. Пробуксовка поможет прочистить протектор от грунта и сохранить крутящий момент двигателя. Если начнет уменьшаться частота вращения, то ее можно поднять с помощью кратковременного неполного выжима сцепления и при этом не включать пониженную передачу. Быстрое включение повышающей передачи позволит прекратить излишнюю пробуксовку после трогания с места.

Трогание с раскачиванием автомобиля (при застревании в яме, песке, на льду) Трогание с места и разгон
Чтобы осуществить трогание автомобиля раскачиванием, прежде всего, нужно учесть механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. При первом включении сцепления всегда происходит нагрузка на  задние колеса. Дальнейшая обратная реакция сжатой подвески приводит к дальнейшей разгрузки этих колес. На основании этого заднеприводный автомобиль загружает свои ведущие колеса  в момент трогания, а переднеприводный - наоборот их разгружает. Получается, что переднеприводный автомобиль в большей степени подвержен пробуксовке в начальные моменты разгона. Импульс трогания необходимо сопоставить с моментом загрузки ведущих колес. На основании этого надо иметь в виду, что на переднеприводном автомобиле желательно осуществлять двойной выжим сцепления. С первым импульсом происходит разгрузка передних колес, дальше на них подается тяга в тот момент, когда автомобиль качнет вперед.

Интенсивность разгона

Интенсивность разгона будет зависить от скорости включения сцепления и момента перехода на очередную передачу. Небольшая задержка включения сцепления в рабочей фазе приводит к плавному разгону. Экстренный разгон можно осуществить резким  включением сцепления. Частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой не достигается максимальный крутящий момент (например, спуск или скользкая дорога), соответствует раннему включению передачи. Оптимальное же включение позволяет достигнуть интенсивного разгона. Действие выполняется таким образом, чтобы после переключения сохранился режим максимального крутящего момента. При экстремальном разгоне практикуется позднее включение. Для такого разгона характерен "перекрут"  т.е. дросселирование на критической частоте вращения.