Изменения ПДД в 2020 году

В конце 2019 года Правительство РФ приняло ряд приказов, которые изменят жизнь водителям, как со стажем, так и кандидатам. Все изменения будут постепенно вступать в силу в течение всего года, начиная с января. Разберемся во всем по порядку.

Сначала остановимся на изменениях, которые нас, как автошколу, касаются более всего. Ведь данные изменения повлекут за собой усложнение и удорожание как в процессе обучения, так и при сдаче экзамена в ГИБДД.
Первое, что хочется отметить, - это изменения в тексте Правил дорожного движения (далее ПДД), который вступили в силу уже с января 2020 г. Особое внимание уделено:

Изменения для автоинструкторов


В текст ПДД было внесено понятие «обучающий вождению» (п. 1.2). На самом деле в этом нет ничего нового. Вся указанная информация была известна и ранее, просто она не упоминалась в тексте ПДД и была изложена в разных нормативных документах.
Также был изменен п. 21.3, который сейчас говорит о том, что автоинструктор должен находиться на месте, с которого есть доступ к дублирующим педалям автомобиля. То есть он должен сидеть на переднем пассажирском сиденье.

Изменения для учащихся автошкол


Их также внесли в текст ПДД под термином «обучающийся вождению» (п.1.2). Ранее аналогичные требования были перечислены в пункте 21.2 ПДД. На первый взгляд кажется, что никаких особенных изменений не произошло и требования о знании ПДД и о наличии навыков управления просто перенесены в другое место правил. На самом деле это не совсем так. Изменилась ответственность за несоблюдение ПДД.

Также изменился п. 21.4, определяющий минимальный возраст для обучающегося вождению. Для мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей (B, C, C1) возраст начала обучения остался неизменным - он составляет 16 лет. Изменения затронули следующие транспортные средства:

  • Автобусы, троллейбусы, трамваи (ранее можно было начать обучение в 21 год, в новой редакции — в 20 лет),
  • Военные автобусы (было — 19 лет, стало — 18 лет).

Изменения об учебной езде


Самое значительное изменение - отмена запрета на учебную езду на автомагистралях. Но это вовсе не означает, что сейчас все учащиеся будут ездить по автомагистралям и дорогам для автомобиля, ведь автоинструкторы получили право, а не обязанность выезжать на автомагистрали. И вряд ли кто-то специально погонит начинающего ученика на дорогу, где все едут со скоростью 110 км/ч.
Внесены изменения в пункте по обучению первоначальным навыкам вождения. Формулировка меняется незначительно, но суть меняется сильно. Ранее пункт 21.1 можно было прочитать так: "первое занятие проводится на автодроме, затем можно выехать на дорогу". Теперь же суть заключается в следующем: "пока ученик не усвоит первоначальные навыки управления, он будет ездить только на автодроме". То есть в старой редакции упор был сделан на очередность занятий, а в новой — на фактические навыки ученика.

Изменения коснулись и полиса ОСАГО


В текст ПДД добавлен новый пункт 2.1.11, а из пункта 2.1.1 исключен один из абзацев. До 2 января водителю были доступны 2 способа предъявления ОСАГО:
  • оригинал бланка (розовый), если ОСАГО куплено в офисе страховой компании;
  • распечатанный полис ОСАГО, если ОСАГО куплено через интернет.
Со 2 января 2020 года добавлен еще один дополнительный способ:
  • в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства), если ОСАГО куплено через интернет.
НО!!! Если ОСАГО куплено в офисе (на розовом бланке), то правила обязывают водителя всегда иметь при себе оригинал такого полиса. Нельзя сфотографировать такой полис и возить в телефоне.

В тексте ПДД появился новый раздел 26


Нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Второе глобальное изменение касается проведения экзаменов в ГИБДД на право управления транспортными средствами.

Процедура оценки теоретического экзамена на права


ГИБДД намерено к 1 октября 2020 года изменить процедуру оценки теоретического экзамена по получению водительского удостоверения - будет увеличено число вопросов, и, соответственно, изменится время продолжительности экзамена. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности Госавтоинспекции Николай Гиляков.

Мы предполагаем значительно увеличить количество задач в экзаменационных комплектах до нескольких тысяч, соответственно (в настоящее время в теоретической части экзамена 800 вопросов - 40 билетов по 20 вопросов), а также поменять саму процедуру проведения теоретического экзамена - изменится и время, и количество вопросов в комплекте, и процедура оценки.
пояснил Гиляков.

Планируется увеличить число вопросов в экзаменационном билете с 20 до 50 - для каждого кандидата в водители в зависимости от категории транспортного средства. При этом, по словам Гилякова, будет пересмотрено и количество допущенных неправильных ответов. Данное нововведение называют «системой дифференцированной оценки». То есть ответы на вопрос будут сравнивать с реальной ситуацией на дороге. Логика такова: выбрал пункт, связанный с выездом на встречную полосу или проездом на красный, значит, сделаешь то же самое, находясь за рулем. А на такую ошибку права давать нельзя.

Кроме того, изменится сама процедура проведения испытания. В итоге теоретическая часть будет состоять из блоков: «Основы безопасности вождения», «ПДД», «Законодательство», «Медицина», «Устройство ТС», «Психология» и «Профессиональный блок».

Новшества практической части экзамена


Основное новшество практической части экзамена касается отмены экзамена на «площадке» для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Но это не значит, что получить права станет проще, т.к. некоторые элементы «площадки» войдут в практический экзамен, но тестировать их будут на дорогах с малоинтенсивным движением или закрытых территориях, например, на парковках у торговых центров. Речь идет о таких испытаниях, как заезд в бокс, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве. Авторы реформы объясняют, что слияние «площадки» и «города» позволит сэкономить время и водителям, и гаишникам. Кроме того, они учли международный опыт: в большинстве стран есть только езда по городу. Впрочем, автошколы продолжат учить вождению на площадках, но экзамены на них будут внутренние, без инспекторов ГИБДД.

Отказаться планируется не только от упражнений на «площадке», но и от системы штрафных баллов при езде по городу. Но как говорит Н. Гиляков: «Как это будет выглядеть на бумаге — это вопрос ближайших нескольких месяцев».
Также при езде по городу планируется уйти от заезженных и отработанных маршрутов. Направление движения будет выбирать экзаменатор.

Новая система получения медицинской справки


Еще одним не менее важным новшеством для водителей становится новая система получения медицинской справки. Уже с 1 июля 2020 года водителей при получении мед. справки будут направлять на медицинское обследование, которое включает в себя, помимо обследования психиатром-наркологом, обязательное инструментальные лабораторные исследования для диагностики употребления психоактивных веществ и заболеваний (состояний), препятствующих управлению транспортными средствами.При наличии основании водителей будут отправлять на дополнительные обследования в специализированные медицинские организации.

Также с 1 июля 2020 года для получения мед. справки на категории A, B, помимо врачебных осмотров, добавляется скрининговое исследование мочи на предмет наличия наркотических средств и их метаболитов, а также анализ крови на определение фракций трансферритина (диагностика злоупотребления алкоголем).

На категории C, D, E, кроме врачей и анализов, дополнительно придётся сдавать электроэнцефалографию головного мозга (ЭЭГ). Поэтому с 1 июля можно забыть о получении мед. справки в день обращения в клинику – обработка анализов может занять до 14 дней. Естественно, цена мед. справки при этом станет выше.

изменения по документам на автомобиль


Также в 2020 году вводятся изменения по документам на автомобиль:
1) "Отмена" бумажных полисов ОСАГО. Со 2 января 2020 года водителям, оформившим электронный полис ОСАГО, официально разрешили не возить с собой бумажную распечатку полиса. С этой даты владельцы электронных полисов могут предъявлять сотрудникам ГИБДД как бумажную копию полиса, так и его электронный вариант на экране смартфона, планшета или другого устройства. Стоит пояснить, что водитель не сможет предъявлять фотографию полиса ОСАГО, которое он получил в офисе страховой организации.
Кроме того грядут изменения и в стоимости полиса ОСАГО. Согласно последней редакции законопроекта об изменениях в ОСАГО, территориальный коэффициент предлагается исключить из расчета ОСАГО с 1 января 2020 года, а коэффициент мощности автомобиля — с 1 октября 2020 года.
При этом, с 1 января 2020 года расширение тарифного коридора составит 40% как в большую, так и в меньшую сторону, а с 1 октября 2020 года - 30%.
2) С 4 августа 2019 года на 1 января 2020 года перенесено вступление в силу новых правил регистрации автомобилей в ГИБДД:
  • гос. номера можно будет получать как в ГИБДД, так и в сторонних организациях, в т.ч. и автосалонах;
  • упростят регистрацию автомобилей с изношенной или уничтоженной маркировкой;
  • гос. номера будут вновь выдавать с привязкой к коду региона, согласно прописке автовладельца;
  • автомобили несовершеннолетних владельцев, зарегистрированные на родителей или опекунов, будут автоматически сниматься с регистрации по достижении владельцем 16 лет;
  • в свидетельстве о регистрации ТС будет указываться класс автомобиля согласно правилам Таможенного союза (М1, N1 и т.д.);
  • при постановке на учет автомобилей с изменениями конструкции (например, с ГБО), нужно будет предъявить соответствующее свидетельство.
3) Также в 2020 году планируют ввести возможность получения в электронном виде таких документов: ПТС, водительское удостоверение, договор купли-продажи. Переход на электронный вариант позволит водителям не возить с собой "бумажные" документы - все данные итак уже есть в базе данных автоинспекции.
4) Изменения в получении диагностической карты (прохождении техосмотра).

Поправки предусматривают введение фотофиксации процедуры технического осмотра транспортного средства. Обязательная фотофиксация транспортного средства, в отношении которого проводится диагностика, призвана исключить возможность оформления поддельных диагностических карт.

Также, чтобы избежать подделок, диагностические карты будут оформлять в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью.

5) Внесение изменений в конструкцию автомобилей.
С 1 июля 2020 года любителям установки ГБО, фаркопов, лебедок и других доработок автомобиля вновь усложнят жизнь.
С 1 июля, прежде чем зарегистрировать доработку в ГИБДД, автомобиль необходимо будет предоставлять на осмотр в испытательную лабораторию.

Напомним, сейчас владельцам доработанных автомобилей необязательно привозить машину в лабораторию. Они могут отправить фотографию места изменения конструкции, тогда эксперт центра сможет определить, верно ли сделана работа, и выдаст заключение. Возможен и второй вариант – лаборатория направляет своего специалиста к клиенту, тогда он может изучить машину непосредственно на месте.

При этом, согласно данным Рос. Аккредитации, пока что организаций, имеющих право оформлять доработки автомобиля по новым требованиям, всего 15 на всю Россию: в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Приморском крае, Чувашии, Татарстане, Самарской, Нижегородской, Новосибирской и Челябинской областях.

Изменения касаются и штрафов


1) Наказание за нарушения ПДД с детьми в салоне.
Подготовлены поправки в КоАП РФ -с 1 апреля за нарушения ПДД будут наказывать строже, если в момент нарушения в салоне находились дети. То есть, нахождение в автомобиле детей до 18 лет станет отягчающим обстоятельством, поэтому наказывать в этом случае будут строже.
Как именно будет определяться наличие детей в машине, учитывая, что большинство нарушений сейчас фиксируют автоматические камеры, за какие именно нарушения будут наказывать строже и в чём будет проявляться указанная "строгость" - не уточняется. Видимо, срок до конца марта 2020 года определён как раз с учётом того, что требуется проработка всех этих моментов.

2) Штраф за превышение скорости на 10 км/час.
Инициативу возвращения штрафов за превышение скорости на 10 км/час поддержали в Минтрансе и ГИБДД, сообщал портал Avtospravochnaya.com. нештрафуемый порог могут снизить в 2020 году. Об этом в эфире «Авторадио» заявил заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин. Он ответил, что на сегодняшний день камеры фиксируют превышение скоростного режима с очень небольшой погрешностью.
Также он заявил, что «большая часть ДТП совершается именно по этой причине». «Поэтому МВД поддерживает эту идею — снижение ненаказуемого скоростного порога, как минимум до ранее установленных величин, которые были ранее 10 км/ч», — сказал он. По словам Кузина, соответствующая норма может быть реализована в новом КоАП РФ, который готовится Правительством. Его могут внести на рассмотрение ГосДумы в начале 2020 года.

3) Штрафы ГИБДД разрешат обжаловать онлайн
Штрафы с камер ГИБДД в 2020 году разрешат обжаловать онлайн через портал Гос. услуг. Напомним, что постановление по штрафам с камер ГИБДД выносится без составления протокола и участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Само постановление направляется по почте или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица через портал Гос. услуг.

Часто случается так, что постановления являются некорректными и приводят к неправомерному штрафу из-за технической ошибки. Но обжаловать такие постановления можно только в общем порядке в суде и у руководителей, вынесших постановление должностных лиц при личной явке. Действующее законодательство дает более широкие возможности передачи постановления, в частности через портал Гос. услуг, но обжаловать его этим же способом на предмет технических ошибок фиксирующих устройств нельзя.

В связи с этим, на сайте Гос. услуг (gosuslugi.ru) в 2020 году в тестовом режиме запустят новый сервис. Он позволит обратиться онлайн не только в ГИБДД, но и к операторам парковок. Чтобы воспользоваться услугой, нужно будет дать согласие на получение электронных заказных писем.

Извещения начнут приходить гражданам в тот же день, как будет вынесено постановление о штрафе. В таком письме будут указаны все подробности (характер, время, место) и фотографии нарушения. Водители смогут прикреплять к заявлению документы, подтверждающие неправомерность наказания, на пример, записи с видеорегистратора и др.
Как мы видим, 2020 года богат на изменения, по сравнению с затишьем в 2019 году. Возможно какие-то изменения будут введены еще. Но будем надеяться, что все эти изменения приведут к более повышенной безопасности на дорогах нашего города.

Хотите научиться водить уверенно и получить права

уже через 3 месяца?