Помощь начинающему водителю

Теперь перейдем к вопросу о том, что необходимо сделать, когда все первостепенные действия после дорожно-транспортного происшествия уже совершены. Чтобы возмещение причиненного ущерба было «головной болью» страховой компании, а не Вашей, необходимо правильно оформить ДТП. Первый способ, максимально экономящий время и нервы – упрощенное оформление ДТП через заполнение европротокола.

Фото

Условия, одновременное наличие которых дает право на оформление европротокола, следующие:

1) Два участника ДТП – два транспортных средства, за рулем одного – виновник, второго – потерпевший. При этом тот факт, что виновником или потерпевшим является фура с прицепом, не меняет ситуации. Хотя прицеп – это самостоятельное транспортное средство, для удобства здесь автопоезд считается единым объектом.


2) Виновник признает, что он – виновник, и оба участника согласны с перечнем повреждений, причиненных в результате ДТП.


3) Эти транспортные средства столкнулись, то есть у каждого ТС есть повреждения, которые можно соотнести между собой.
Обратите внимание, что страховые компании очень не любят, когда в европротоколе в графе повреждения виновника указано «нет повреждений». Даже если у виновника грузовой автомобиль, ГАЗель или крепкий бампер, как у старых жигулей, все равно обозначьте в этой графе хотя бы «потертость» или «задиры» соответствующего элемента. Также помните, что бесконтактные ДТП (когда один подрезает другого, и тот вынужден уходить от столковения в бордюр) сюда тоже не подходят. Важен сам факт столкновения ТС.


4) И у потерпевшего, и у виновника ДТП должен быть действующий на момент ДТП полис ОСАГО.


5) Имущественный ущерб в результате ДТП причинен только транспортным средствам, а не третьим лицам.
Пример из практики: в результате ДТП автомобиль потерпевшего откинуло на дерево, у которого сорвало кору. В данном случае речь об ущербе третьим лицам пойдет только в том случае, если собственник дерева (садовод или администрация города) предъявит требования о возмещении ущерба, доказав, что ущерб действительно причинен. Аналогично с бордюром: если на нем возникли просто потертости, а не трещины, бордюрная плита в данном случае не подлежит замене, вследствие чего материального ущерба не возникло. Тогда европротокол составить можно.


6) Не причинен вред здоровью ни водителям, ни пассажирам, ни пешеходам и т.д.

Безусловно, при возникновении подобных спорных ситуаций лучше не рисковать – и получить справки о ДТП в ГИБДД. Не забывайте, что повреждение в результате ДТП груза (или, например, падение смартфона) – это как раз ущерб третьим лицам, поскольку имущество, находящееся в автомобиле, является самостоятельным объектом гражданских прав. И тот факт, что разбитый телефон принадлежит собственнику автомобиля, ситуацию не изменит: европротокол здесь не подходит.


Бланк извещения о ДТП выдается страховой компанией при заключении полиса ОСАГО. При желании его можно распечатать с сайта «Консультант Плюс» или просто найти его в интернете в свободном доступе. Желательно, чтобы этот бланк всегда был в бардачке автомобиля. В бланке заполняются все графы, в том числе обязательно рисуется схема ДТП, галочками выделяются подходящие формулировки обстоятельств ДТП. На обороте каждой стороны извещения и виновник, и потерпевший подробно описывают, как произошло столкновение.


Теперь обратимся к мерам предосторожности, которых следует придерживаться при упрощенном оформлении ДТП.


Практические рекомендации при составлении европротокола.


1) Обязательно делайте подробную фотосъемку места ДТП. Важны расположение автомобилей на проезжей части, их привязка к домам, дорожным знакам, иным стационарным объектам. Следует сделать как панорамную, так и детальную съемку, обращая особое внимание на госномера машин, а также зоны их повреждений.


2) Очень важно, чтобы виновник ДТП, описывая обстоятельства ДТП, максимально подробно их расписал, объяснил, почему произошло ДТП (например, отвлекся от управления, не рассчитал скорость, не увидел встречное авто и т.д.). Под своими объяснениями он должен написать фразу «свою вину в ДТП признаю полностью» - и поставить еще одну подпись прямо под этой фразой.


3) Настоятельно рекомендую требовать собственноручного заполнения виновником ДТП всех граф европротокола, которые касаются его, или хотя бы графы «обстоятельства ДТП». Если это невозможно, пусть он хотя бы подпишет собственным почерком фразу «с моих слов записано верно». Данное обстоятельство потребуется, если при возникновении спора об обстоятельствах ДТП в суде возникнет вопрос о назначении экспертизы по установлению принадлежности почерка.


4) Если Вы – потерпевший, и на месте ДТП у Вас не оказалось бланка извещения о ДТП, необходимо обезопасить себя следующим. Вы и виновник ДТП должны на простом листе бумаги составить схему места ДТП, обозначить улицы, направление движения, крестиком – место столкновения, перечень повреждений обоих автомобилей. Рядом напишите госномер, марку, модель ТС виновника, номер его страхового полиса и его страховую компанию, полностью ФИО виновника, дату его рождения, место прописки и фактического места жительства. Виновник должен кратко, в 2 предложениях обозначить обстоятельства ДТП и подписать, что с виной в ДТП согласен. И далее, с этим документом Вы сразу же совместно с виновником едете в свою страховую компанию, где заполняете уже настоящий бланк европротокола. Либо Вы можете предварительно договориться с виновником о встрече в страховой компании на конкретное время в пределах ближайших пары дней (максимальный срок – 5 рабочих дней, но лучше не затягивать). Если виновник не приедет, та бумага, которую он подписал, и фотографии с места ДТП будут основанием для оформления ДТП сотрудниками ГИБДД.


5) Обязательно сверяйте все данные, которые виновник пишет о себе в европротоколе, с реальными документами – полисом ОСАГО, паспортом, свидетельством о регистрации ТС, водительским удостоверением и т.д. Если данные о полисе ОСАГО позднее можно будет уточнить через интернет, то неправильные или недостающие персональные данные и технические данные транспортного средства не так просто будет восполнить или исправить.


6) Остерегайтесь поддельных полисов ОСАГО. Если окажется, что полис поддельный, европротокол не будет иметь силы, а для взыскания с виновника ДТП потребуется получить справки о ДТП в ГИБДД. Проверить действительность полиса Вы можете на сайте Российского союза автостраховщиков. Вы можете проверить полис по дате выдачи и по VIN застрахованного по нему автомобиля. Если данные на сайте и на предъявленном Вам виновником бланке полиса расходятся, значит, перед Вами подделка.


7) Не бойтесь совершить ошибку в европротоколе. Любые ошибки в нем могут быть исправлены, а неточности и исправления не являются основанием для отказа в выплате. Если страховая компания начинает придираться к мелочам, знайте, что всегда можете обратиться за юридической помощью и что суды не любят слишком формальное и придирчивое отношение страховщиков к документам.


Недостатки европротокола:


1) Не является универсальным способом оформления ДТП. Если ДТП не подходит под вышеперечисленные условия, европротокол Вам не поможет.

Пример из практики: потерпевший получил из страховой компании виновника ДТП отказ в выплате. Страховщик мотивировал его тем, что ответственность самого потерпевшего, в отличие от ответственности виновника ДТП, не была застрахована. Клиент обратился за юридической помощью и через адвоката смог добиться оформления ДТП задним числом в ГИБДД, благо у него имелись фотографии с места ДТП, повреждений обоих автомобилей, а также подробное объяснение виновника ДТП. ГИБДД оформило данное ДТП даже несмотря на то, что виновник так и не появился в органах ГИБДД, не представил к осмотру автомобиль и не дал показания по факту ДТП. Однако пришлось ждать истечения 2-месячного срока с момента ДТП. В этой связи обращаю особое внимание водителей, что за оформлением ДТП в ГИБДД важно обратиться именно до истечения данного срока. В противном случае заветные справки о ДТП Вы так и не получите.


2) Содержит риски как для потерпевшего, так и для виновника ДТП.


  • Риски для потерпевшего. Европротокол дает право на возмещение лишь 50 000 рублей. Полное возмещение (400 000 рублей) охватывает лишь случаи, когда ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге и в их областях. Здесь важно помнить, что 400 000 рублей выплачивается только тогда, когда авто оснащено современными спутниковыми системами навигации (необходимо для получения точных географических координат места происшествия) и видеорегистраторами, позволяющими детально и подробно зафиксировать обстоятельства происшествия. Потолок в 50 000 рублей означает, что Вы не вправе затребовать больше даже с виновника ДТП. До 2015 года суды исходили из обратного: все риски переносились на виновника ДТП. Если страховки не хватало – доплачивал виновник. Теперь же не доплачивает никто. Конечно, есть шанс попробовать все-таки оформить ДТП задним числом в ГИБДД и получить справки о ДТП, но неизвестно, как на это посмотрит суд. Два оформления одного ДТП – нонсенс с правовой точки зрения.

  • Риски для виновника. Если виновник за пять рабочих дней не подаст в свою страховую компанию копию европротокола – после выплаты возмещения его страховая компания взыщет с него всю выплаченную сумму. Даже если Вы исполните эту обязанность, но не сохраните для себя копию со штампом страховой о принятии, страховая года через два запросто может предъявить Вам иск, надеясь воспользоваться Вашей непредусмотрительностью.

  • Такие же негативные последствия наступят, если виновникначнет ремонтировать или утилизирует свой автомобиль до истечения 15 календарных дней после ДТП. Этот факт может вскрыться, если страховая компания потребует у него представления участвовавшего в ДТП автомобиля на осмотр.


Преимущества европротокола:


1) Не нужно часами ждать на месте ДТП автомобиля ДПС, создавая километровые пробки. Можно просто сделать несколько фотографий и припарковаться в более удобном месте.

2) Не нужно стоять в многочасовых очередях в ГИБДД, ожидая справки о ДТП.