Изучив особенности упрощенного оформления ДТП, перейдем к стандартному. Их существуют 2 разновидности.

Фото

1) Участие сотрудников ГИБДД в оформлении ДТП только при взятии объяснений и выдаче справок о ДТП (то есть в Отделе оформления ДТП). В этом случае само ДТП оформляется непосредственно его участниками, которые составляют схему места ДТП, фотографируют его и автомобили – и следуют в ГИБДД для дачи объяснений. Такой промежуточный между упрощенным и стандартным вариант оформления ДТП возможен только при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • Вред причинен только имуществу, но не жизни или здоровью

  • Виновность в ДТП не оспаривается участниками.


Хочу заметить, что в этом случае никакого лимита ответственности страховой компании в 50000 рублей нет. Примерно в 2012-2013 годах в Кировской области существовала обратная судебная практика, которая приравнивала такое промежуточное оформление ДТП к упрощенному и ограничивала выплату страховки суммой в 25000 рублей. Позднее эта практика была признана ущербной. Теперь Вы можете смело ехать в ГИБДД, не опасаясь, что размер ущерба выплатят не полностью. Важно в данном случае только то, что я описывал, когда касался упрощенного оформления ДТП. Если виновник ДТП не приедет в ГИБДД, у Вас хотя бы будут на руках доказательства происшествия – фотографии и схема места ДТП с указанными в ней данными виновника ДТП, собственноручно им подписанная.


2) Участие сотрудников ГИБДД в оформлении ДТП как на стадии выезда на место ДТП для замеров и составлении схемы ДТП, так и на стадии взятия объяснений.

Хочу сразу же предупредить, что в случае небольшого количества повреждений сотрудники ГИБДД, не желая загружать себя работой и выписывать справки о ДТП, зачастую «уламывают» водителей ехать самим в страховые компании и заполнять там европротоколы. Будьте внимательны и остерегайтесь таких «ленивых» сотрудников ГИБДД.

Пример из практики: старый Фольксваген Гольф попал в ДТП, повреждены были несколько элементов спереди (бампер, фара, решетка радиатора и т.д.). Инспектор ДТП уговорил потерпевшего ехать сразу в страховую компанию, минуя стадию получения справки о ДТП. Когда клиент показал автомобиль на осмотр независимому оценщику, было выявлено, что вследствие удара у автомобиля образовалось немало скрытых повреждений (радиатор, лонжероны и т.д.). Также потерпевший не знал, что запчасти на Фольксваген весьма дорогостоящи. В результате получилось, что автомобиль был признан тотальным, а сумма ущерба составила около 67000 рублей. Выплачено по европротоколу, что естественно, было всего 50000 рублей. Таким образом, неправильный совет «ленивого» сотрудника ГАИ обошелся клиенту в 17000 рублей. И это еще далеко не самый вопиющий случай.


Теперь более подробно остановимся на одном из самых интересных вопросов этой темы.

Что делать, если сотрудник ГИБДД настроен против Вас?


К сожалению, такое встречается нередко. И виной этому не только плохое настроение или усталость сотрудника, но и зачастую знакомство с другим участником ДТП, конъюнктурные связи, например, с дорожными организациями или медицинскими учреждениями и многое другое.

Если «гаишник» не спешит Вас услышать на стадии составления схемы места ДТП, примите максимум мер к самостоятельному добыванию доказательств. Подробные фотографии с разных углов и ракурсов, сделанные с использованием измерительных инструментов, свидетели, подтверждающие наличие осколков от столкновения на Вашей полосе движения, даже самостоятельное составление схемы места ДТП, подписанной Вашими свидетелями. Именно такими должны быть Ваши действия, если ущерб в результате ДТП велик, а сотрудник склонен фиксировать лишь те следы, которые выгодны другому участнику ДТП. Ни в коем случае не соглашайтесь со схемой, составленной инспектором, а пишите подробно на ней все свои замечания. В случае суда Ваша схема места ДТП также может быть исследована как доказательство. Помните, что ее состоятельность может подтвердить судебная экспертиза.


Сотрудник ГИБДД не хочет фиксировать яму? Звоните по телефону доверия 589-777 и сообщите, что сотрудник уклоняется от исполнения своих служебных полномочий. Нет рулетки для того, чтобы зафиксировать габариты дорожной выбоины? Постарайтесь остановить проезжающие мимо транспортные средства. Общаясь с проезжающими водителями, обязательно уточняйте у них телефоны и ФИО, поскольку они могут потребоваться Вам как свидетели.


Инспектор ДПС давит на Вас в момент дачи показаний? Не позволяйте вывести Вас на эмоции. Общайтесь с ним предельно спокойно и не торопитесь переписывать Ваши показания. Вы должны сообщить о ДТП не так, как надо «гаишнику», а так, как это произошло на самом деле, как это видели Вы сами. Внимательно перечитывайте каждое слово и особенно каждую цифру в напечатанном «гаишником» объяснении перед тем, как поставить подпись. Ведь данные Вами объяснения «гаишники» зачастую интерпретируют по-другому, перетасовывая факты и меняя последовательность изложения. После Вашей подписи в деле останутся только напечатанные инспектором объяснения, а написанные Вами собственноручно будут уничтожены. В этом случае Вы впоследствии никак не сможете опровергнуть изложенные инспектором будто бы с Ваших слов факты.


Пример из практики. Сотрудник ГИБДД, без каких-либо оснований усмотрев в реальном ДТП признаки «подставы», стал давить на потерпевшего. На схеме места ДТП не было тормозных следов, поэтому инспектор при допросе, стал «выдавливать» из потерпевшего ответ на вопрос, который сам по себе был сформулирован неверно. «Почему не тормозил?». Потерепевший, никогда ранее не сталкивавшийся с таким давлением, «поплыл» и подписал, что изначально не тормозил, поскольку думал, что создававший ему помеху водитель видит его. Из-за одной только этой фразы инспектор сразу же трактовал ДТП как совершенное при обоюдной вине, и добиться правды получилось только благодаря вмешательству юриста и назначению в суде автотехнической экспертизы.


Одним из главных советов на стадии оформления ДТП является настоятельная рекомендация привлечь к участию в деле юриста. Помните, что Вы не обязаны давать показания по факту ДТПсразу же. Вы можете взять передышку и договориться, что Вы подъедете для дачи объяснений на следующий день. Подробно проконсультируйтесь с юристом о том, что именно необходимо отразить в показаниях.


Пример из практики. Водитель иномарки, совершая левый поворот, столкнулся с автомобилем скорой помощи, которая обгоняла его по встречке. И все бы ничего, но водитель скорой помощи, врачи и фельдшер в один голос стали утверждать, что они ехали со спецсигналами и включенными «мигалками», то есть пользовались приоритетом в движении. Парню очень повезло в том, что у него был видеорегистратор. Однако это не помешало инспектору ДПС, основываясь на показаниях свидетелей, вынести постановление о возбуждении дела именно в отношении водителя иномарки. Ведь видеорегистратор показывает только вперед, а скорая помощь совершала маневр сзади. И только вмешательство юриста, грамотно сформулировавшего вопросы для назначения автотехнической и компьютерно-технической экспертизы по видеозаписи, спасло дело. Исследовав видеозапись, эксперт пришел к выводу, что водитель иномарки заблаговременно включил указатель поворота и убедился в безопасности маневра, а вот водитель скорой помощи совершал небезопасный маневр, причем не включил в этот момент ни звуковой спецсигнал, ни даже проблесковые маячки. И только после этой экспертизы инспектор прекратил дело в отношении парня и привлек к ответственности водителя скорой помощи.


В этой связи необходимо помнить, что грамотно сформулировать вопросы для проведения экспертизы – это уже половина дела. Поэтому правильнее уже на этой стадии доверять решение этой задачи компетентному специалисту.

Теперь кратко коснемся доказательств, которые могут быть положены в основу Вашей невиновности в ДТП.

Что касается записи видеорегистратора, то Вы можете представить ее в любое время до вынесения сотрудником ГИБДД определения или постановления по факту ДТП. Желательно заблаговременно переписать ее на диск и передать этот диск в материалы дела. Диск должен быть подписан. Желательно, чтобы диск передавался с заявлением о приобщении к материалам дела. В этом случае, получив копию заявления с росписью инспектора о его получении, Вы получите доказательство того, что запись действительно была вовремя передана. Если же Вы все-таки передаете запись на флэш-карте самого устройства, позаботьтесь о том, чтобы ее Вам как можно быстрее вернули, Обязательно оставляйте копию записи для себя.


Также вещественными доказательствами могут служить записи камер наружного наблюдения. Видеозаписи с перекрестков из системы «Безопасный город», как правило, запрашивают сами «гаишники». Об иных видеозаписях следует позаботиться Вам. Это могут быть записи с видеокамер охраняемых автостоянок, АЗС, гостиниц, супермаркетов и т.д. Однако приобщать записи таких видеокамер следует очень осторожно. Пример из практики: участник ДТП самостоятельно нашел видеозапись АЗС, которая находилась рядом с местом ДТП. Недолго думая, парень отнес ее инспектору ДПС – и получил обратный эффект. Вместо того, чтобы стать потерпевшим, он сделался виновником ДТП. А все потому, что вовремя не проконсультировался с юристом насчет содержания данной видеозаписи. На ней было видно, что с момента его маневра перестроения до момента столкновения прошло слишком мало времени. Этого времени было недостаточно для того, чтобы сзади двигавшийся автомобиль успел затормозить. Если бы записи в ГАИ не было, парень получил бы половину страхового возмещения, поскольку инспекторы склонялись к тому, чтобы закрыть дело с неустановленной виной.


Можно также дать объявление бегущей строкой по телевидению или, что ныне более актуально, в группе в контакте «Злой кировчанин». Быть может, на это объявление откликнется тот, чей видеорегистратор заснял хотя бы отдельные детали происшествия. Люди, которые откликнутся на такие объявления, также могут быть очевидцами в суде, даже если они не были допрошены при оформлении ДТП в органах ГИБДД.


Свидетелями могут быть любые лица. Специально заостряю Ваше внимание на этом, поскольку неоднократно сталкивался с общераспространенным мнением. Брат, кум и сват, даже супруг и супруга, а также дети могут быть свидетелями. Дети, однако, только в присутствии педагога. Понятно, что впоследствии суд может критически отнестись к показаниям таких свидетелей по мотивам их заинтересованности. Но в любом случае такой свидетель лучше полного отсутствия свидетелей. Если родственник описывает ситуацию своими словами (а не под копирку со словами водителя), его описание логично, последовательно и правдоподобно – тогда его показания вполне могут быть приняты во внимание.